Казахстан пошел на протекционистские меры для защиты собственного энергетического сектора. С 25 августа вступает в силу запрет на ввоз в республику бензина из России. Это временная мера, утверждают в Астане. Ограничения будут действовать всего три месяца и коснутся поставок ГСМ по железной дороге. Причина – перепроизводство собственного бензина, который Астана готова продавать на рынках Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Для этого ей нужно получить согласие Москвы.
Россия – главный поставщик топлива в Казахстан. На ее долю приходится около трети всего рынка бензина в стране – около 900 тысяч тонн. После проведенной модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), на которую Астана истратила более 6 млрд долларов, республика полностью стала покрывать свои потребности в высокооктановом топливе – марки Евро-4 и Евро-5 и даже появились излишки. Поэтому и было принято решение сократить поставки российского бензина марки А-92, чтобы он не конкурировал с казахстанским. По утверждению министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, "прогнозировался рост объемов собственного топлива, поэтому в импорте крупных партий бензина из России не видим смысла". По его словам, этот вопрос обсуждался с российскими коллегами заранее. Бозумбаев отметил, что Казахстан и Россия работают в рамках совместных балансов, которые утверждаются обеими сторонам. Он уточнил, что запрет касается только железнодорожного транспорта. В приграничные районы Казахстана, может выгоднее завозить бензин из России, чем гнать из казахстанского Петропавловска через всю страну.
Излишки бензина Казахстан намеревается продавать на рынках стран Центральной Азии. Для этого, как сказал министр Бозумбаев, необходимо получить согласие Москвы. "Министерство энергетики Казахстана уже два месяца ждет документы от российской стороны для согласования начала экспорта бензина в страны Центральной Азии. Казахстан активно работает над тем, чтобы открыть экспорт топлива в Центральную Азию", – сказал министр. При нынешнем уровне загрузки нефтеперерабатывающих заводов "к октябрю запасы бензина в стране составят 600 тыс. тонн" и Казахстану придется "останавливать производство бензина или уменьшить загрузку заводов", подчеркнул министр.
Заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти национальной компании "КазМунайГаз" Данияр Тиесов сообщил, что в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан уже в нынешнем году планируется экспортировать до 400 тыс.т ГСМ. В 2019 году объемы поставок должны увеличиться до 1,2 млн т.
"Конфликта интересов в поставках нефтепродуктов на рынки Киргизии, Узбекистана и Таджикистана между Россией и Казахстаном нет. Сейчас Казахстан не нуждается в импорте российского бензина. Поскольку производит достаточное количество высококачественного бензина класса Евро-4 и Евро-5, а также авиационного керосина, дизтоплива. Республике нужно отбить инвестиции, вложенные в модернизацию трех НПЗ. После запуска Атыраутского и Петропавловского заводов объем производимых нефтепродуктов вырос на 25%. В сентябре завершится реконструкция еще одного НПЗ – Шимкентского. Завод выйдет на рабочую мощность. Соответственно, высокооктанового бензина станет еще больше в республике. Казахстан сам покрывает свои потребности в бензине, и эта тенденция будет нарастать. Соответственно, конкуренция в виде российского бензина Астане не нужна. Поэтому, желание Казахстана продавать свою продукцию логично, чтобы не было затоваривания. Это в интересах казахстанской экономики, но не в интересах России. Ничего личного, только бизнес", – сказал "Вестнику Кавказа научный сотрудник Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Поволжья Института Востоковедения РАН Александр Воробьев.
Ситуация, по мнению эксперта, не совсем благоприятна для российских производителей и поставщиков нефтепродуктов, поскольку возрастает конкуренция и рынок сужается. "Но с другой стороны, Казахстану как суверенному государству запретить торговлю нельзя. Остается только договариваться. Тем более что Казахстан важный политический союзник.
Второй момент, на который эксперт обратил внимание, Казахстан отказывается от российского импорта на три месяца, после чего запрет при необходимости может быть продлен или напротив, снят. Конъюнктура меняется. Если сейчас Казахстан обеспечивает себя бензином на 75-80%, то в случае ЧП на НПЗ образуется дефицит бензина. Поэтому возможность для импорта всегда должна быть открытой. Кроме того, Казахстан растет, и по численности населения, и по экономическим параметрам. В долгосрочной перспективе существующие в республике НПЗ не решат проблему дефицита топлива. Именно поэтому власти Казахстана намерены строить четвертый нефтеперерабатывающий завод.
Что касается рынков сбыта центральноазиатских стран, то, например, Киргизия и Узбекистан удобны с точки зрения логистики, Таджикистана и Афганистан - нет.