3 августа произошло историческое событие, когда первый контейнерный поезд Nomad Express прибыл на пароме из казахстанского морского порта Актау в бакинский международный морской порт Алят, находящемся в 40 милях к югу от Баку на каспийском побережье Азербайджана. Silk Road Reporters в статье How the Caspian Sea is Becoming a Rail Corridor пишет, что Nomad Express был отправлен из китайского Шихэцзы и пересек границу с Казахстаном через станцию Достык. За пять дней контейнерный поезд проделал путь в 2200 миль до казахстанского каспийского порта Актау, где был погружен на паром и отправлен в Алят.
Решение об отправке Nomad Express было принято в январе прошлого года в Баку на первом заседании рабочей группы Координационного комитета Транскаспийского международного транспортного коридора. Тогда участники также обсудили организационные детали контейнерных перевозок по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция с использованием новой железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу и объектов порта Актау в Казахстане, а также грузинско-турецкой железнодорожной линии Ахалкалаки-Карс, являющейся частью железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс. После начала работы нового железнодорожного маршрута из Китая через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию Пекин и Астана работают над тем, чтобы увеличить количество отправляемых в Европу грузов вдвое с нынешнего годового уровня в 100 тысяч двадцатифутовых контейнеров (двадцатифутовый эквивалент, TEU) до 250 тысяч TEU в год.
Когда появилась идея создания бакинского международного морского порта Алят, на Каспии было шесть международных торговых портов: Баку (Азербайджан), Туркменбаши (Туркменистан), Актау (Казахстан), Астрахань (Россия), Энзели и Нека (Иран).
Глава национальной железнодорожной компании Казахстана "Казахстан темир жолы" Аскар Мамин отметил, что растущее с 2012 года сотрудничество между Казахстаном и Китаем позволило увеличить объем контейнерных перевозок в Европу из Китая через Казахстан на 1200%. На церемонии встречи Nomad Express Мамин заявил: "Учитывая ожидаемый товарооборот между странами региона, потенциал контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту к 2020 году оценивается в 300 тысяч TEU".
Этот потенциал, по словам Мамина, может быть реализован только благодаря совместным усилиям всех участников транспортной цепи - Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, а также железнодорожных операторов, каспийских портов, судоходных компаний и терминалов, которые обеспечивают транспортную поддержку и конкурентоспособные цены.
Грузия активно пытается увеличить свою роль в транзитной торговле. Правительство страны улучшает инфраструктуру черноморских портов Поти и Батуми и строит новый глубоководный порт Анаклия. Кроме того, в 2011 году был запущен проект модернизации центральной железнодорожной линии от Тбилиси в порты Поти и Батуми. Планируется, что проект будет завершен к 2019 году.
В будущем Казахстан и Китай планирует открыть новый пограничный пункт, который позволит сократить время транзита из восточных портов Китая в Алма-Ату до шести дней.
Однако Китай полагается не только на маршруты через Казахстан. Компания Far East Land Bridge (FELB), ответственная за большую часть контейнерных перевозок между Китаем и Европой, готовит новый маршрут между Сучжоу и Поти. Первый поезд отправится из Сучжоу на днях. Он попадет в Россию через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия, после чего отправится в Баку через Транссибирскую магистраль, обойдя западный берег Каспийского моря, и затем отправится на запад, в Поти. Весь путь должен занять 15 дней. Поезд повезет сорокафутовые контейнеры FELB.
Поезд Сучжоу-Поти станет вызовом для Казахстана, который инвестирует значительные средства, чтобы увеличить свою доли в евразийских железнодорожных перевозках Китая. Недостатком поезда FELB является более длинный маршрут, идущий в обход Казахстана, но это позволяет сэкономить деньги, поскольку нет необходимости в пароме для пересечения Каспийского моря. Руководитель по экспедированию FELB Амина Яхич говорит: "Мы уже отправляли скоростные поезда с транзитным временем всего 12-13 дней. Однако пока мы не можем гарантировать этот срок, но мы над этим работаем."
Каспийский железнодорожный паромный маршрут и поезда Сучжоу-Поти являются ярким свидетельством растущего влияния Китая в постсоветской Евразии. КНР осознала геополитический и экономический потенциал Центральной Азии еще в середине 1990-х годов. Первые шаги по сближению, предпринятые два десятилетия назад, привели к углублению экономических связей между Китаем и Центральной Азией. Китай построил или продолжает строить инфраструктурную сеть, которая помимо железнодорожных сетей включает в себя автомобильные дороги, трубопроводы, плотины, мосты и телекоммуникационные станции. Этот процесс ускорился после того, как лидер Китая Си Цзиньпин объявил о своей концепции Нового Шелкового пути в 2013 году во время визитов в Казахстан и Индонезию.
Доказательством ускоренных темпов развития стало проведение первого Форума Шелкового пути в Тбилиси 16-17 октября, в котором приняли участие более 1000 участников со всего мира. Среди гостей были представители правительств 30 стран, сотрудники 20 крупнейших международных финансовых организаций и представители 300 крупных китайских компаний.
Готовность Китая инвестировать в евразийскую инфраструктуру для строительства Нового Шелкового пути" позволит реализовать эту концепцию. Остается один вопрос, какой из двух соперничающих маршрутов выйдет победителем - каспийские паромы или поезда из Сучжоу в Европу.