Вопрос финансовых последствий зеленой экономики для некоторых стран, зависящих от нефти, активно обсуждается в преддверии глобального климатического форума в Польше в следующем месяце. Актуален этот вопрос и для Казахстана
Financial Times в статье Kazakhstan has a decade to prepare for green transition пишет, что сценарий полного перехода к экологически ориентированной экономике, подразумевающей снижение уровня выбросов углеродов, выглядит идеальным. Чем больше стран ставят экологию в приоритет, тем сильнее будут меняться экономическая активность и мировые рынки, в том числе способы потребления и производства товаров. Этот сдвиг создаст больше возможностей для экологически чистой энергетики, транспорта с низким выбросом углеродов и энергоэффективного производства.
Однако страны, доходы которых сильно зависят от ископаемых видов топлива, вероятно, столкнутся с самыми большими рисками. В мире, где будущее подобных ресурсов становится все более неопределенным, страны, владеющие большими запасами, могут лишиться доходов от них.
Это крайне беспокоит правительства по трем причинам: многие активы, связанные с нефтью, газом, а также соответствующей инфраструктурой находятся в руках государства, а не частного сектора; большинство из таких стран не способно в полной мере диверсифицировать свою экономику и, следовательно, от налоговые поступления в бюджет; политические силы в этих странах оказывают давление на правительство, вынуждая государство продолжать инвестировать в ископаемые виды топлива, еще больше усугубляя зависимость.
Мировой сдвиг в сторону зеленой экономики и, как результат, сокращение спроса на ископаемые виды топлива могут привести к истощению национальных сбережений Казахстана, во многом накопленных благодаря нефти, уже через десять лет. Если цены на нефть будут составлять около $65 в течение следующих 20 лет, то за этот период доходы от экспорта могут упасть из-за более низких объемов поставок и цен на 40%, что потенциально может привести негативно отразиться на госдолге.
В докладе ЕБРР описано четыре рекомендации, которые также актуальны и для других развивающихся рынков, которые оказались в подобном затруднительном положении.
Первая. Диверсифицировать источники дохода. Структурная трансформация, которая поддержит рост ненефтяного сектора экономики, уменьшит зависимость от ископаемых видов топлива, повысит устойчивость к фискальным рискам и изменениям цен на сырьевые товары. Однако в реальности диверсифицировать экономику не так просто, особенно когда речь идет об увеличении экспорта товаров, не связанных с энергетикой. Казахстан и его богатые ресурсами соседи должны больше тратить на строительство инфраструктуры и образование, чтобы стимулировать рост.
Вторая. Более эффективно распределять нефтяные доходы. Казахстан скопил крупные сбережения благодаря нефти, и страна должна не допустить их истощения из-за текущего уровня потребления. Необходимо инвестировать в сектора, никак не зависимые от цен на нефть (как это делают Норвегия и Саудовская Аравия).
Третья. Следует рассмотреть возможность увеличения доходов за счет налогово-бюджетной политики, которая могла бы стимулировать экономическое развитие и позволить сократить излишние расходы.
Четвертая. Планировать государственные расходы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а не в краткосрочной перспективе. Правительство уже внедрило законы, которые позволят подготовить среднесрочную бюджетную структуру, но также стоит рассмотреть возможность разработки инструментов, которые позволили бы более эффективно управлять расходами в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
По прогнозам наиболее значимые финансовые последствия станут ощутимы в конце 2020-х годов, поэтому у Казахстана есть по крайней мере десятилетие для того, чтобы их избежать. Поскольку нефтяные рынки волатильны, принятие мер будет полезно в любом случае, независимо от мирового перехода к зеленой экономике, и этот момент отражен в долгосрочной экономической стратегии Казахстана и является одним из приоритетных вопросов в сотрудничестве страны с ЕБРР.