Вестник Кавказа

Грузинский хоккеист доигрался до Канады

Михаил Симонов
Грузинский хоккеист доигрался до Канады

Темур Ведяпин вошел в историю. Двадцатилетний нападающий сборной Грузии по хоккею с шайбой стал первым уроженцем этой страны, подписавшим профессиональный контракт (по схеме 1+1) на родине хоккея – в Канаде. Теперь Темур нападающий клуба Maniwaki Mustangs, выступающей в одной из молодежных лиг – CPJHL (Canadian Premier Junior Hockey League). Это одна из сотни с чем-то хоккейных лиг Северной Америки, и турнир в ее формате можно рассматривать, как чемпионат провинции Онтарио.

Ведяпин успешно стартовал – в дебютном же матче забил гол за свой новый клуб. На днях состоится еще один дебют – после небольшого выездного турне "Мустанги" возвращаются домой, и сыграют на родном льду при своих болельщиках.

И это знаменательное событие происходит, когда у грузинских хоккеистов, выступающих в группе "В" второго мирового дивизиона, по сути нет льда. Тренироваться по большому счету негде. В их распоряжении нестандартных размеров каток (размером в одну хоккейную зону, т.е. треть площадки) в Тбилиси, построенный для фигуристов еще в 1950 году, и куда их пускали с большой неохотой и крайне нерегулярно, каток в Батуми, а зимой еще и открытая площадка на зимнем курорте Бакуриани, сооруженная местными хоккеистами команды "Мимино" - самой титулованной в Грузии. Помешать ей выиграть звание чемпиона страны из года в год пытаются тбилисские клубы Fiery Crusaders, Ice Knights, Grey Wolves. Кстати, за последних и играл Темур Ведяпин.

Условия для грузинских хоккеистов, находящихся в нескольких шагах от того, чтобы постучаться в следующий по классу дивизион, после которого уже следует элитный, тот самый, где за титул чемпионов мира бьются Канада и Россия, Чехия и Швеция и т.д., спартанские. Строительство нормального дворца спорта для зимних видов спорта власти обещают начать в 2020 году. Но таких обещаний было много, а дело пока с места не сдвинулось. Поэтому говорить о том, что проблема будет вот-вот решена - не хочется. Хотя бы из-за приметы, типа, чтоб не сглазить, а то получится, как в одном из городов Западной Грузии.

Там некий бизнесмен-доброхот озаботился вдруг положением дел в зимних видах спорта и решил построить небольшой дворец своего имени для хоккеистов и фигуристов. Но с чего-то понадеялся в строительстве своеобразного объекта на местных строителей, и зарубежных, имевших опыт возведения ледовых арен, звать не стал. В итоге, говорят, получилось что-то малопригодное для чего-либо. И для хоккея совершенно не предназначенное, потому как площадка оказалась квадратной, а в качестве заградительных стекол использовались обычные стекла, хоть и выдающейся толщины. В общем, площадка для хоккеистов, пресытившихся жизнью до крайности. Возможно, история гиперболизирована, но факт – у хоккеистов своей арены все еще нет.

Между тем история хоккея в Грузии насчитывает не так уж и мало лет. Сборная участвовала в спартакиадах СССР в 1960-х годах. Пусть и без успеха. В 1970-х – в годы начавшихся битв советской сборной с канадскими профессионалами, и вовсе наблюдался болельщицкий бум. Ледовые баталии сборной СССР на чемпионатах мира, Олимпиадах, в североамериканских турне народ смотрел по телевизору, конечно, не тотально, но с увлечением. Имена Мальцева и Харламова, Кларка и Эспозито не были в Грузии пустым звуком. И не в одном тбилисском или кутаисском дворе детвора гоняла клюшками шайбу или маленький мячик по асфальту, а иногда утоптанному, но быстро таявшему снегу. Из массы постепенно выкристаллизовалась группа фанатиков, игравшая всегда, в любое время года, самозабвенно, до онемения ног. Летом – на асфальте, зимой – на утрамбованном в очень твердую ипостась снеге, реже льду. Но снег в Тбилиси выпадал не каждую зиму. Но команда даже какой-то турнир умудрилась выиграть. В те годы по распоряжению Леонида Ильича, любившего хоккей, по всему необъятному СССР стали развивать эту замечательную игру. Да так, что даже в Ташкенте появилась хоккейная команда мастеров.

В нехоккейных краях было… проще. Для отчета перед Москвой проводили несколько детских матчей и всего хорошего. На эти игры приходил человек из райком-горкома и делал вид, что участвовал в организации матча. Просто ведь. Матчи были? Были. Райком был? Был. Хоккей, значит, развивается. Привет любимому Ильичу. На всякий случай – мавзолейному тоже. Впрочем, на один из турниров в Тбилиси как-то приехали легендарные Анатолий Тарасов – бывший тренер сборной СССР и ЦСКА, и Анатолий Фирсов – один из лучших нападающих мира 1960-70-х годов. Понаблюдав за детворой, они вынесли вердикт: грузины смогут хорошо играть, но нужны постоянные условия.

Однако "большим" людям, славшим приветы и отчеты, дополнительные расходы и хлопоты были ни к чему. И любителей хоккея среди них не было. Запретить играть они, конечно, не запретили, но так махнули рукой, что хоккей стал казаться обреченным. На единственный каток - упомянутую школу фигуристов в Тбилиси, их пускали с большой неохотой. И чтобы лед не особо портился, запрещали играть шайбой. Вместо нее – обычные носки, скрученные в мячик и закрепленные в такой форме изолентой.
Зимой было легче. В Бакуриани в это время года всегда снег и холодно. Парни своими силами заливали каток (кстати, многочасовый изнурительный труд) и играли. Об этом мало кто знал…

Вот так вопреки всему грузинские хоккеисты незаметно "доигрались" до чемпионата мира в четвертом (низшем) дивизионе. Поехали в Люксембург. Ожидаемо проиграли все матчи. Не все всухую – что было успехом. Наваляли не по-детски паре-другой соперников, чем меня, болельщика "Филадельфии Флайерс", привели в восторг. Вернулись домой. И опять те же многолетние проблемы. Хотя не совсем…

Со льдом стало чуть легче. В Тбилиси мэрия зимами стала устраивать искусственные катки, на которые хоккеистам иногда удавалось прорываться и устраивать показательные матчи. Свой чемпионат четыре клуба продолжали разыгрывать в Бакуриани. Обо всем этом тбилисская Go Group Media сняла замечательный часовый фильм "Редкая порода". Словом, на хоккеистов стали обращать внимание. И те незамедлительно отплатили воистину фантастическими успехами – выиграли свой дивизион, потом следующий и дошли, как говорилось, до группы "В" второго дивизиона, в котором в апреле нынешнего года заняли третье место. В апреле 2020 года в Исландии грузинские хоккеисты еще раз побьются в этом дивизионе за повышение – в соперниках: Бельгия, Болгария, Исландия, Мексика и Новая Зеландия. При удачном выступлении уже на следующему турнире соперниками сборной Грузии могут стать "околоэлитные" сборные, такие как Польша, Казахстан, Япония, Словения.

"Команда тщательно готовится турниру в Исландии, где предстоит борьба с соперниками, у которых гораздо лучше условия для регулярных тренировок и матчей, чем у нас",- говорит президент Федерации хоккея Грузии Ило Давыдов.

Его брату – Денису, принадлежит особая колоссальная роль в том, что хоккей в Грузии выжил. Именно Денис Давыдов возглавлял Федерацию, наверное, в самый тяжелый для грузинского хоккея период. Тогда страну поглощали катастрофические проблемы, ставившие знак вопроса перед существованием государственности в целом. И в тех условиях ходить по инстанциям, добиваться чего-то для хоккея мог только неординарный человек, беззаветно преданный идее. Денис Давыдов сохранил хоккей для Грузии. Увы, сам он не видит успехов дела, которому целиком посвятил себя – десять лет назад он погиб в автокатастрофе в Турции, куда поехал по хоккейным делам.

В Исландии сборной Грузии, вероятно, придется тяжелее, чем на других турнирах. В заявке с именами хоккеистов и названиями клубов, которые они представляют, будет фигурировать канадская команда. А это гарантия повышенного внимания соперников.

17050 просмотров