Во вторник чемпион Грузии по футболу "Самтредия" провел второй матч в рамках квалификационного раунда Лиги чемпионов с азербайджанской командой "Карабах" (Агдам) и вновь проиграл. На этот раз со счетом 0:1. Первый матч завершился с разгромным счетом 5:0 в пользу агдамцев. Тренер "Самтредии" Гия Цецадзе поздравил соперников с заслуженной победой и заявил, что успех азербайджанской команды объясняется "не только значительными инвестициями в футбол, но и тем, что у них блестящие футболисты". На этом спортивная составляющая события завершена: победил сильнейший и можно лишь теоретически рассуждать, чем вызвана столь явная деградация некогда знаменитой на всю Европу и весь СССР грузинской футбольной школы, подарившей мировому футбольному сообществу трех–четырех звезд.
Но на этот раз не меньший интерес вызывала политическая, и даже межгосударственная подоплека честного и благородного спортивного поединка, который не раз пытались омрачить провокаторы националистического толка. В частности, резонанс вызвали события 4 июля и 22 июля 2015 года, когда безответственные юнцы, либо хорошо замаскированные, специально подготовленные околофутбольные "диверсанты" разожги такие страсти в грузино-азербайджанских отношениях, что премьер-министру Георгию Квирикашвили пришлось извиняться, чтобы не усугубить вред, нанесенный традиционно дружеским отношениям двух соседних стран.
Тем не менее упомянутых "диверсантов" идентифицировать не удалось, и о каких-либо санкциях против них ничего не известно. Наказание от UEFA понесла Федерация Футбола Грузии, хотя ни один спортсмен и ни один сотрудник федерации ничем не провоцировал беспорядки, тем более националистические инвективы на трибунах.
Власти Грузии учли опыт и готовились тщательно: матч состоялся не в городе Самтредия, а в Тбилиси – на главном стадионе страны "Динамо-арена". В столице всегда больше ресурсов, чтобы исключить нежелательное развитие событий. И хотя вход на стадион был бесплатным (что само по себе показательно), полиции оказалось много. Причем полицейские тылы укреплялись их коллегами в "гражданской форме". Иначе трудно объяснить, как и откуда в среде групп молодых болельщиков, сидящих на трибунах, оказались незнакомые им крепкого вида люди средних лет.
Администрация сделала все, чтобы проконтролировать вход на стадион: проверяли сумки, отбирали бутылки даже с водой, не разрешали проносить ничего даже отдаленно напоминающее плакат (невзирая на безобидное содержание надписи), поскольку такой плакат легко мог превратиться в "провокационное оружие" в случае изменения надписи.
Несмотря на усиленные меры безопасности, полностью исключить инциденты не удалось: грузинские и азербайджанские СМИ сообщили, что перед матчем недалеко от центрального стадиона группа хулиганов напала на азербайджанских болельщиков, украла у них азербайджанский флаг и позорно сбежала, испугавшись полиции.
Однако официальный представитель МВД, в беседе с "Вестником Кавказа" заявил, что после тщательной проверки эти сообщения не подтвердились: "Наши подразделения полностью контролировали не только арену, но весь периметр. Они сопровождали все автобусы с азербайджанскими болельщиками от гостиницы и обратно. Ничего подобного не было".
Что касается флагов, то перед матчем азербайджанская сторона потребовала пресечь попытки внести на арену любые флаги кроме грузинских и азербайджанских. Других флагов действительно не было. По данным "Вестника Кавказа", накануне матча в МВД и Службе государственной безопасности "провели беседу" с лидерами объединения грузинских футбольных болельщиков "Комаги". Им напомнили об ответственности не только за собственное поведение на стадионе, но и за поведение членов клуба, "втершихся в доверие" с целью провокации.
В результате матч получился "чисто футбольным", без грязных националистических примесей на самом стадионе. Хотя инцидент недалеко от "Динамо-арены" (если он действительно произошел) все же омрачил общее впечатление. Грузинские власти и болельщики все же обязаны все выяснить и в случае подтверждения, вновь извиниться за безответственное поведение хулиганов, националистов и провокаторов. Только после этого можно спокойно рассуждать о том, как грузинский футбол "дошел до жизни такой" в чисто спортивном аспекте.