На днях госминистр Грузии по делам диаспоры Константин Сургуладзе заявил, что за годы независимости страну покинуло полтора миллиона жителей. Если учесть, что согласно переписи 1989 года, в Грузинской ССР проживало 5,3 млн человек, получается, что по миграции населения в процентном отношении Грузия занимала и занимает одно из первых мест на постсоветском пространстве. В результате растет диаспора в разных странах, и грузинское правительство начинает думать, как управлять процессами в эмигрантской среде, чтобы люди, уехавшие из страны, не теряли связь с родиной и приносили ей пользу.
По словам Сургуладзе, «глобальная сеть диаспоры» намерена не только содействовать установлению численности мигрантов, но создавать условия для их взаимодействия между собой, а также влечения в экономические и социальные процессы в Грузии. В первую очередь имеется в виду использование возможностей интернета, проведение видео-конференций, различные рассылки по почте, организация встреч и так далее.
Как сообщили «Вестнику Кавказа» в аппарате госминистра по делам диаспоры, в ведомстве создается специальная группа, которая будет заниматься выстраиванием «глобальной сети». В данный момент идет сбор контактной информации с привлечением руководителей совета диаспор. Однако работа идет нелегко. Грузины неохотно вовлекаются в совместные проекты, живя за рубежом. Это отличает их от многих других диаспор. Грузин, живущий в другой стране, заботится о своей семье и близких, оставшихся на родине. Ни в одной стране мира, где существует более или менее крупная грузинская диаспора, нет единой влиятельной организации. Чаще всего (как например, происходит в России) есть несколько объединений, лидеры которых конкурируют друг с другом.
Но госминистр решил сломать эту традицию, а в качестве «лома» использовать экономический и бизнес-интерес. Он рассчитывает, что «в глобальной сети в большом количестве будет сосредоточена информация об инвестициях, и с ее помощью проживающие заграницей грузинские бизнесмены смогут избрать потенциальную сферу для размещения капиталовложений».
По данным «Вестника Кавказа», именно экономическая составляющая станет определяющей во всем проекте создания глобальной диаспоральной сети. Ведь известно, например, что 200 грузинских семей, живущих в России, контролируют активы, общей стоимостью в 50 млрд дол. – в десять раз больше бюджета Грузии за 2013 год.
Экс-премьер, миллиардер Бидзина Иванишвили недавно посетовал, что к нему обращаются десятки крупных российских бизнесменов грузинского происхождения, которые хотели бы вложить деньги в Грузию, но для этого «просят создать законодательную базу и площадку для обсуждения проектов». Судя по всему, именно такая «площадка» и создается в виде «глобальной сети», рассчитанной, в первую очередь, на грузинскую диаспору в России, как не только наиболее многочисленную из всех диаспор (по последней переписи, около 158 тысяч человек – см. "ВК" "В России «пропало» полмиллиона грузин"), но и наиболее богатую из всех. В США и Европе также проживают сотни тысяч грузин, но по влиянию и возможностям они не могут идти ни в какое сравнение с российской диаспорой.
Сургуладзе заметил, что государство готово выделить средства для помощи бизнесменам, живущим за рубежом, если они решат инвестировать в Грузию. Тут явно имеется в виду шестимиллиардный фонд соинвестирования, созданный по инициативе Иванишвили. На днях он подал в отставку с поста председателя партии «Грузинская мечта» и заявил, что уйдя из политики, намерен заняться общественной деятельностью. Бытует мнение, что на самом деле миллиардер имеет в виду активное участие именно в осуществлении различных бизнес-проектов. И если так, то напрашивается логичный вывод: «глобальную сеть диаспоры» Иванишвили создает под свой многомиллиардный фонд.