В конце прошлой недели премьер-министр и лидер правящей коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили назвал своего кандидата на пост президента. Его избранником оказался министр просвещения и науки, в недавнем прошлом один из самых востребованных на ТВ экспертов Георгий Маргвелашвили.
44-летний Георгий Маргвелашвили – выпускник философского факультета Тбилисского государственного университета им. Иване Джавахишвили. В 1993-1994 годах учился на факультете социологии пражского университета и работал гидом в компании Caucasus Travel, специализируясь на горном туризме. В 1996-2000 годах читал лекции по теме «Культурная мысль и история коммуникации» в тбилисском Независимом университете. С 2000 года был ректором Грузинского университета общественных дел (Georgian Institute of Public Affairs – GIPA), одновременно занимаясь общественной деятельностью. В 2003 году, будучи востребованным в медиа-сообществе экспертом, Маргвелашвили активно поддержал «революцию роз», но вскоре стал резко критиковать президента Саакашвили за авторитаризм, окончательно порвав с ним после подавления массовых акций оппозиции и пятидневной войны.
После октябрьских парламентских выборов Иванишвили предложил ему пост министра просвещения. На этой должности Георгий Маргвелашвили вступил в жесткий конфликт с бывшим госминистром по структурной и экономической реформе, бизнесменом Кахой Бендукидзе, обвинив его в нарушении закона о недопустимости полного исключения студентов из вуза за неуплату стоимости обучения. См. Каха Бендукидзе: «Мои университеты!»
Иванишвили неоднократно называл Маргвелашвили лучшим министром в своем Кабинете. Поэтому, нельзя сказать, что выбор премьера стал полной неожиданностью. Но гораздо чаще обсуждались фигуры министра энергетики Кахи Каладзе и министра обороны Ираклия Аласания. Кроме того, судя по высказываниям самого Иванишвили, в качестве жеста примирения с Абхазией, одно время рассматривалась также кандидатура абхазского историка Георгия Анчабадзе, живущего в Тбилиси. Но лидер страны остановил свой выбор на Маргвелашвили.
Судя по всему, премьер исходил из нескольких соображений.
Во-первых, Георгий Маргвелашвили – выходец из той же социальной среды «золотой тбилисской молодежи» 1970-1980-х, что и нынешний президент, да и вся новая элита страны, прорвавшаяся к власти в результате «революции роз». Тем самым Иванишвили обезопасил себя от возможных обвинений в «измене идеалам революции». Премьер и его советники учитывали, что аргумент «возвращения страны в проклятое шеварднадзевское прошлое» до сих пор остается опасным обвинением для любой власти.
Во-вторых, Георгий Маргвелашвили – абсолютно лояльная личность. Он не политик, у него нет своей партии (в отличие от лидера «свободных демократов» Ираклия Аласании) и вряд ли способен создать какие либо проблемы премьеру, занимая пост главы государства.
По новой конституции, вступающей в силу сразу после очередных президентских выборов в октябре, Грузия трансформируется в парламентскую республику, но поскольку президент избирается всенародно, любой амбициозный политик (например, экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе) мог стать «головной болью» для премьера, даже не обладая формальными полномочиями влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Тем более, с учетом постсоветской ментальности, когда народ по прежнему считает «главным» именно президента, а не премьера, чтобы там ни было записано в конституции.
Партия Саакашвили Единое национальное движение (ЕНД) вряд ли сможет составить серьезную конкуренцию ставленнику «Грузинской мечты». Причем ЕНД пока не определилось с кандидатурой. Соратники нынешнего президента собираются провести внутрипартийное голосование («праймериз») и объявят кандидата не ранее июля, когда глава государства назовет точную дату выборов. Наибольшие шансы среди лидеров бывшей правящей партии сохраняют экс-министр внутренних дел Иване Мерабишвили, бывший председатель парламента Давид Бакрадзе и бывший госминистр по европейской и евроатлантичесской интеграции Георгий Барамидзе. Но результаты социологических опросов не сулят «националам» ничего хорошего. По всей видимости, им придется побороться лишь за второе место с Нино Бурджанадзе, тогда как победу Георгия Маргвелашвили социологи считают практически предрешенной.