На днях в Баку президент ОАО "Азерэнержи" Баба Рзаев и глава правления ОАО "Грузинская государственная электросистема" Давид Твалабеишвили подписали Меморандум о взаимопонимании по перспективным системам энергии. В переводе со служебно-дипломатического языка речь идет о развитии коммуникаций, которые свяжут энергетические системы двух стран, в частности, о строительстве дуплексной линии электропередачи мощностью 330 Квт, которая облегчит перетоки электроресурсов в зимний и летний периоды.
Достигнутая договоренность имеет широкий контекст: сотрудничество Грузии и Азербайджана в энергетической сфере, в том числе в использовании транзитных ресурсов Грузии для экспорта азербайджанских энергоносителей на мировые рынки, развивается уже около 20 лет. Грузия почти на 100% обеспечена именно азербайджанским природным газом. Причем Баку, согласно договоренности с Тбилиси, достигнутой 12 лет назад, поставляет голубое топливо по льготной цене. Кроме того, Грузия имеет возможность получить бесплатно (за транзит) либо по сниженной по сравнению с мировой цене значительный объем природного газа, транспортируемого по своей территории.
На этом фоне многих удивило заявление руководства "Независимой комиссии по регулированию тарифов в энергетике" (НКРТЭ) о повышении цены на природный газ до конца года. В январе тбилисцы и жители районов, которых природным газом снабжает азербайджанская государственная компания SOCAR, получат квитанции с возросшей суммой необходимого платежа. НКРТЭ не уточняет, насколько повысится розничная цена природного газа, но согласно просочившейся информации, она может составить 50 тетри ($0,18) за кубометр. То есть на 3-4 тетри выше, чем сейчас.
Что стало причиной подорожания? Оппозиция обвиняет во всем "нерадивую экономическую политику" правительства Мамуки Бахтадзе, а кто-то начал намекать, что повышение цен стало результатом охлаждения грузино-азербайджанских отношений. Впрочем, эксперт по вопросам энергетики, Георгий Хухашвили, в интервью "Вестнику Кавказа" категорически опроверг эту версию:
"Многие очень некомпетентно смешивают розничный тариф природного газа для населения с ценой поставки газа из Азербайджана в Грузию. Азербайджан не повышал цену поставки, а потребительский тариф в данном случае связан не с удорожанием импорта, а девальвацией лари".
По мнению эксперта, большое значение имеет методика подсчета тарифа, в частности, вопрос рентабельности: "Компания SOCAR-Georgia, поставляющая газ потребителям, за последние пять лет осуществила крупные инвестиции в развитие инфраструктуры. Наряду с девальвацией лари это не могло не отразится на тарифе".
По информации Хухашвили, нет никаких признаков того, что Баку решил выйти из стратегической договоренности, достигнутой еще при президенте Саакашвили, о регулярных поставках природного газа по льготной цене. Эксперт заявил:
"Повышение цен на природный газ для населения связано с внутригрузинскими экономическими проблемами, а не с характером и качеством грузино-азербайджанских отношений, тем более в энергетической сфере".