Сегодня суд должен был рассмотреть ходатайство об аресте Орхана Зейналова, подозреваемого в убийстве Егора Щербакова, которое стало поводом для стихийных митингов жителей московского района Бирюлёво, переросших в массовые беспорядки. Однако рассматривать ходатайство в ближайшее время суд не станет – Зейналов заявил, что не может прочитать по-русски процессуальные документы, в том числе материалы, которые будут направлены в суд в качестве обоснования ходатайства об аресте. Теперь бумаги будут переводить. Сегодня посольство Азербайджана в Москве направит в российский МИД ноту с требованием допустить консульских работников азербайджанской дипмиссии к Зейналову. "К нему должны быть допущены адвокаты, и, если нужно будет, должен быть допущен переводчик. Все должно идти в правовом поле", — пояснил посол Азербайджана в Москве Полад Бюльбюльоглы. Он выразил мнение, что произошло бытовое убийство, которые происходят в мегаполисах ежесуточно. "Это не редкость. Для полиции это трудовые будни. Вы посмотрите, какую вокруг этого устроили истерию. Эти бытовые случаи были, есть и будут, но возводить их в ранг политики и истерии против какого-то народа это бумеранг", - считает посол.
Между тем события в Бирюлёво стали поводом для изменений в законодательстве – в Госдуме готовят законопроекты, касающиеся незаконной миграции, и собираются рассматривать во втором чтении законопроект об ответственности региональных и муниципальных властей за непредотвращение межэтнических конфликтов.
"Когда обсуждаются погромы, стычки на национальной почве в столице и в других городах России, эксперты сразу кидаются давать рекомендации, что можно сделать. И все эти рекомендации касаются того, что нужно ужесточать законодательство, нужно вводить визовый режим, нужно создавать новые структуры вроде департаментов по этнической преступности и какие-то комитеты по гармонизации межнациональных отношений и так далее, - говорит кавказовед, научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов. - Но я думаю, что мы должны осознать в первую очередь, что все напряжение межнациональных отношений возникает, в первую очередь, от того, что уже имеющиеся структуры работают из рук вон плохо и уже существующие законы практически не исполняются. Почему власти никогда не работают на опережение? Почему они никогда не реагируют (я имею в виду местные власти в каждом регионе) на сигналы? О том, что существует очаг напряженности вокруг подобных баз, в том числе вокруг Покровской базы, местные жители уже твердили давно, и журналисты об этом писали. Но как свидетельствуют сами руководители этой базы, полиция не заходила туда уже давным-давно, фактически в течение чуть ли не года с лишним. Почему? Потому что было указание сверху не трогать эту базу".
По мнению Курбанова, "есть какие-то коррупционные схемы, которые позволяли торговцам и тем, кто имел отношение к этой базе, обходить налоговые нормы, какие-то нормы закона и так далее. Власть не реагировала вовремя - ни закон, ни нормы регуляции, ни налоговые какие-то проверки, ни проверки ФМС фактически этой базы не касались. И не только этой, это происходит во многих городах России".
"Первые лица государства многократно высказывались против создания этнических анклавов в России, - говорит Курбанов. - Но подобные базы из-за того, что вокруг них складывается огромная коррупционная составляющая, превращаются в этнические "анклавы". Мигранты, работающие там, боятся выйти в город из-за того, что у них нелегальный статус, из-за того, что их могут поймать за пределами той территории, на которой фактически действует соглашение с сотрудниками полиции. И соприкосновение с местным населением происходит только через прилавок".
Такая ситуация, по мнению Курбанова, противоречит идее складывания единого социума, единой гражданской правовой культуры. А со стороны местного населения, которое пропитывается неприятием и даже ненавистью к приезжим, возникает ощущение, что власть ничего не решает, накапливающиеся проблемы не решает. "Постепенно и Манежка, и события в других городах России, и Пугачёв – всё это им показывает, что пока они не выйдут на погромы, власть не отреагирует. Погромы превращаются в единственный способ заставить местные власти, заставить полицию, заставить миграционные службы начать хоть как-то реагировать на возникающие проблемы. Это чудовищная система, когда не срабатывает ни закон, ни власть, ни муниципальный уровень, ни само общество, которое так и не сложилось в, так скажем, действенное гражданское сообщество, которое могло бы работать на упреждение", - убежден Курбанов.
С ним согласна президент Славянского фонда России Галина Боголюбова: "Надо почистить правовую базу, она у нас вообще не отработана по этнонациональной политике. Мы 20 лет мусолили концепцию, наконец ее сделали на основании этой Концепции по национальной политике, хотя тут есть различия. Национальная политика государства, где живет много-много народов и разные языки и культуры – это и есть в комплексе национальная политика. Этнонациональной политикой тоже надо заниматься, но это другая немножко сфера деятельности. Это и поддержка культуры, и особенности быта".
По словам Боголюбовой, "всё зависит, конечно, от местных властей, от того, как они умеют работать с населением. Если население каждый раз обращается по тому или иному вопросу в управу или в префектуру или к главе администрации, и ничего не делается, это вызывает протест. Национальный вопрос, бесспорно, надо регулировать на местном уровне".
Боголюбова коснулась и федерального законодательства по миграции: "Сейчас по всем овощным базам пойдут отлавливать нелегальных мигрантов. Отловят два миллиона мигрантов, в среднем в Москве сейчас два миллиона незаконных мигрантов, что дальше? Куда их девать? У нас негде даже их поместить. На какие средства их депортировать? Абсолютный провал в правовой базе миграционной политики! Нельзя на национально-культурные автономии перекладывать проблемы государства. Им говорят: "Возьмите гранты, чтобы обучать своих мигрантов русскому языку". Да почему они должны это делать?! Гранты они возьмут на популяризацию своей культуры, а не на обучение мигрантов русскому языку. Этим должны заниматься специальные службы, надо строить специальные адаптационные центры, где будут заниматься мигрантами, которые приехали сюда на постоянное место жительства. Нельзя рассматривать это национальную политику в отрыве от миграционного законодательства. Это должна быть системная работа".