Вчера на 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке выступал президент Реджеп Тайип Эрдоган, которому, по мнению турецких СМИ аплодировали гораздо больше, чем выступлению президента США Дональда Трампа. Эрдоган говорил о необходимости реформирования ООН, социально-экономических дисбалансах в мире, разрыве между развитыми и бедными странами, а также о сочинском соглашении, которое недавно подписали Турция и Россия, предотвратившем кровопролитие в Идлибе.
Как отмечает американский телеканал деловых новостей Consumer News and Business Channe материале Turkey 'cannot remain silent' over US sanctions, Erdogan tells the UN, Эрдоган продолжил критиковать внешнюю политику США на заседании Генассамблеи, назвав "оружием" финансовые санкции, которые Америка ввела против турецких чиновников. Не упоминая США, Эрдоган сказал: ”Никто из нас не может молчать о произвольном расторжении коммерческих соглашений и использовании экономических санкций в качестве оружия”.
Он имел в виду заморозку Вашингтоном активов двух турецких министров в ответ на арест в Анкаре американского пастора Эндрю Брансона по обвинению в шпионаже, которое Брансон отрицает.
”Никто не хочет, чтобы мир испытал новый экономический разрыв, - сказал Эрдоган. - Очень просто создать хаос, но трудно восстановить порядок. Однако сегодня некоторые страны настойчиво стремятся к хаосу”.
Американо-турецкие отношения находятся на низком уровне после дипломатического кризиса, который не был разрешен, несмотря на многочисленные встречи на высоком уровне. Апелляционные слушания по делу Брансона не помогли снять обвинения против пастора, и Эрдоган заявил, что турецкие суды, а не политики, будут решать судьбу Брансона.
В августе администрация Дональда Трампа объявила об удвоении уже введенных против Анкары тарифов на сталь и алюминий. Турция ответила симметрично, установив тарифы на американские автомобили, табак и алкоголь. Эрдоган назвал американские действия ”ударом в спину”.
В прошлом году экономика Турции ослабла, а санкции США оказали дополнительное давление на крайне волатильную турецкую лиру, которая потеряла 40% своей стоимости по отношению к доллару в 2018 году. Валюта страны пострадала за счет опасений инвесторов по поводу контроля Эрдоганом политики Центрального банка и его оппозиции в отношении повышения процентных ставок для адекватного смягчения перегревающей экономики.
Анкара в этом месяце сократила прогнозы роста на 2019 год более чем наполовину. По мнению аналитиков, несмотря на то, что Центральный банк повысил ставки 13 сентября, тем самым способствуя росту лиры, многие экономические проблемы остаются. Год назад в сентябре доллар стоил три лиры; сегодня за него дают более шести.
Раскол между двумя союзниками по НАТО продолжает углубляться. Турция выступает против поддержки Вашингтоном курдских мятежников в Сирии, которых считает террористической группировкой, и требует от США экстрадиции турецкого священнослужителя Фетхуллаха Гюлена, который проживает в Пенсильвании и обвиняется в поддержке неудачной попытки переворота в 2016 году против Эрдогана. Анкара также объявила, что не будет сокращать импорт иранского природного газа, бросив тем самым вызов предстоящим санкциям США в отношении энергетического сектора страны после отказа от ядерной сделки.
Между тем, США выразили тревогу и разочарование приобретением Турцией российской системы противоракетной обороны C-400 наряду с покупкой американских истребителей F-35.