На днях в Москве состоялись переговоры между главой правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером и министром энергетики и природных ресурсов Армении Арменом Мовсисяном, в ходе которых наряду с рядом вопросов о сотрудничестве в сфере энергетики, был обсужден вопрос о возможности увеличения доли "Газпрома" в совместной армяно-российской компании "АрмРосГазпром" с 80% до 100%. На настоящий момент 20% акций принадлежат правительству Армении.
Планируемую передачу 20% акций российской стороне фактически подтвердил и министр энергетики, по словам которого, пока никаких сделок с "Газпромом" не заключено, конкретного решения пока не принято, вопрос находится в стадии переговоров, которые завершатся к концу месяца. По словам министра, будет сделано все, чтобы получив 100% акций ЗАО "АрмРосГазпром" компания "Газпром" не прибегала бы к произволу, и обеспечивала стабильные поставки газа в Армению.
И, хотя власти заверяют, что предстоящая сделка никоим образом не связана с согласием российской стороны предоставить субсидии за повышение тарифов на газ в Армении, тем не менее, наиболее вероятным вариантом представляется именно такой: армянское правительство передает свои 20% акций в обмен на российские финансовые средства, которые пойдут на выделение дотаций социально необеспеченным слоям населения.
Это уже не первый случай, когда армянские власти с целью смягчения последствий очередного повышения цен на газ не находят ничего лучшего, как передать часть своей доли в совместном предприятии "АрмРосГазпром" России. За последние 12-13 лет это доля с начальных 55% сократилась до 20%.
Так, согласно заключенной между правительством Армении и предприятием "Газпром" весной 2006 года сделке, 5-ый блок Разданской ТЭС был продан российской компании "Газпром" за $248,8 млн. Правительство пошло на этот шаг для смягчения повышения тарифа на природный газ. $188 млн из указанной суммы правительство направило на компенсацию тарифа потребителям в виде субсидий, а остальная сумма была перечислена в бюджет. В результате другой сделки, по которой российская стороны обязалась до 2009 года не менять цену на поставляемый газ, Армения продала России 25% от 45% своих акций в "АрмРосГазпроме", "Газпром" стал на 80% собственником компании.
Неужели за почти 15 лет, ибо процесс заключения подобных "выгодных" для Армении сделок начался в 2000-ых годах при втором президенте Роберте Кочаряне, армянская сторона не нашла, а может и не пыталась найти другой более приемлемой финансовой схемы для решения подобных вопросов, связанных с очередным повышением цены на газ? Видимо продажа или передача за кредиты иностранному государству, в данном случае России, энергетических предприятий в рамках описанной тарифной политики, явилась наиболее легким выходом из положения - не надо было задумываться над созданием более эффективной энергетической системы или над использованием иных финансовых схем.
Некоторые эксперты полагают, что "патриотические" подходы армянских властей объясняется их невысоким уровнем легитимности и соответственно уязвимостью перед внешними игроками. Факт остается фактом, что власти Армении за указанные годы, каждый раз заверяя своих граждан в экономической выгоде той или иной сделки и исключая наличие при этом какого-либо стратегического аспекта, передали в собственность России 80% энергетической системы страны. Удивляет то, что, как правило, на торги выставляются именно хорошо работающие предприятия. Очевидно, здесь кроется своеобразный подход армянских властей в проведении "независимой" энергетической политики.
После тяжелейшего энергетического кризиса, поразившего Армению в первой половине 90-ых годов, причиной чего был как распад СССР, так и карабахский конфликт, правительство стало серьезно задумываться над осуществлением мер, направленных на повышение энергетической независимости или безопасности. Еще в период войны была построена дополнительная ветка газопровода по территории Грузии, обеспечен альтернативный путь доставки топлива из Ирана, а в конце 1995 года перезапущена армянской АЭС, которая, как известно, была остановлена по распоряжению советского правительства после постигшего Армению в декабре 1988 года землетрясения. Однако всего этого было недостаточно для обеспечения приемлемого уровня энергетической безопасности. Тогда было принято решение о диверсификации путей доставки энергоносителей, необходимости развития малой гидроэнергетики, строительства крупных ГЭС, таких как Лорибердская - мощностью в 60 в мВт, Шнохская порядка 120 мВт и Мегринская ГЭС - 130 мВт. Кроме того, во главу угла был поставлен вопрос о строительстве альтернативного российскому иранского газопровода, а также строительство новой АЭС.
К настоящему моменту стратегическая программа по обеспечению энергетической безопасности, можно сказать, выполнена лишь по части малой гидроэнергетики и частично в плане строительства крупных ГЭС.
Что касается малой гидроэнергетики, то здесь действительно идет бурное развитие: на сегодня в стране построены и дейстствуют порядка 120 малых ГЭС, суммарная мощность которых составляет 150 мВт. В настоящее время строится порядка 70 малых ГЭС. По оценке начальника управления Министерства энергетики и природных ресурсов Армении Левона Варданяна, в течение трех лет, когда программа строительства новых малых ГЭС будет завершена, их общее количество в Армении достигнет 220, а суммарная мощность увеличится до 280-300 мВт. Отметим, что в общем балансе вырабатываемой в стране электроэнергии, доля малых ГЭС возросла с 5 до 13%.
Определенный успех достигнут и в направлении развития крупных ГЭС, в частности, подписано и будет реализовано армяно-иранское соглашение о строительстве на приграничной реке Аракс Мегринской ГЭС.