Рост позиций компании Илона Маска ”Тесла” и электромобилей в целом представляет существенную угрозу для нефтяной промышленности. Пассажирские транспортные средства пока остаются главным источником спроса на нефть, но транспортная система завтрашнего дня, возможно, больше не будет полагаться на АЗС.
Как отмечает CNN в материале The Tesla effect: Oil is slowly losing its best customer, пока неясно, должны ли долгосрочные инвесторы беспокоиться о том, что неутолимая жажда нефти в мире будет удовлетворена. Никто точно не знает, когда наступит этот момент: прогнозы варьируются от нескольких лет до нескольких десятилетий. Временные рамки зависят от того, сколько электромобилей будет на дороге, насколько серьезно правительства воспримут глобальное потепление, а также от ряда других факторов.
Отсутствие ясности в отношении долгосрочного будущего нефтяной промышленности представляет серьезный риск для инвесторов. Быстро развивающиеся технологии и изменяющиеся политические тенденции могут ускорить наступление нефтяного пика задолго до оценок Уолл-стрит, что спровоцирует серьезные финансовые проблемы. ”Посмотрите, что случилось с угольной промышленностью, - говорит главный рыночный стратег-аналитик из TD Ameritrade Дж. Дж. Кинахан. - Мы должны помнить об этом и быть бдительными. Ситуация может измениться очень быстро”.
В отчете, опубликованном на этой неделе, Barclays отмечает, что разрыв в прогнозируемых цифрах очень серьезный: спрос на нефть может составить от 70 до 130 миллионов баррелей в день. Это либо сокрушительное снижение по сравнению с сегодняшним ежедневным спросом в 100 миллионов баррелей, либо значительное увеличение. ”Следующие 20 лет могут оказаться решающими”, - пишут аналитики Barclays. Энергетические инвесторы должны быть бдительными.
Ущерб уже нанесен?
Хотя пиковый спрос на нефть ощущается как долгосрочная угроза, его влияние уже проявилось на рынках. Когда цены на нефть достигли самой низкой точки в начале 2016 года, запасы энергии практически не изменились: они поднялись всего на 14%, согласно данным S&P SPDR Energy ETF (XLE). За это же время S&P 500 взлетел на 55%. И все же цены на нефть увеличились почти в три раза. Инвесторы, возможно, уже наказывают нефтяные компании за долгосрочные знаки вопроса, нависшие над отраслью.
”Значительный ущерб уже нанесен, - сказал стратег по акциям из компании SunTrust Advisory Services, занимающейся электоромобилями Nissan Leaf, Адам Уайт. - Люди измучены производством”. Время пикового спроса на нефть остается самым большим вопросом. По мнению аналитиков Barclays, зависимость от нефти, вероятно, достигнет пика между 2030 и 2035 годами, если страны будут придерживаться недавно взятых на себя обязательств по низкоуглеродным показателям. Однако пик может наступить уже в 2025 году, всего через шесть лет, если мир сосредоточит свое внимание на сокращении выбросов углерода.
Продажи электромобилей выросли быстрее, чем ожидалось, но они по-прежнему составляют небольшую долю от общего объема продаж. Это означает, что электромобили наносят ущерб нефтяному спросу, но им предстоит долгая работа в этом направлении. Несмотря на рост числа электромобилей, растет и спрос на нефтепродукты, используемые для производства пластмасс. По оценкам Международного энергетического агентства, нефтехимическая промышленность останется основным источником роста спроса до 2030 года.
Тогда наступит следующий нефтяной бум?
Нефтяные быки указывают на вышеперечисленные факты, дабы поддержать идею о том, что будущее отрасли остается светлым. По словам Боба Макналли, президента консалтинговой компании Rapidan Energy Group и бывшего советника по энергетическим вопросам президента Джорджа Буша-младшего, опасения по поводу пикового спроса на нефть и резкого сокращения выбросов углерода привели к недостатку инвестиций в разработку нефти. Недостаточные инвестиции могут стать причиной дефицита предложения, который приведет к резкому росту нефтяных цен и увеличению запасов энергоресурса. ”Инвесторам было бы разумнее покупать нефтяные активы со скидкой в ожидании среднесрочного ценового бума”, - сказал эксперт.
Вероятно, мировой аппетит к нефти еще далек от удовлетворения. Переход многомиллионного населения быстрорастущих стран, например Китая и Индии, в средний класс может привести к увеличению спроса на энергию, которого будет более чем достаточно, чтобы компенсировать рост числа электромобилей. ”Если пиковый спрос не проявится, следующий цикл нефтяных цен будет вознаграждением для инвесторов, которые восприняли сегодняшний пик спроса не так радостно”, - сказал Макналли. Профессор Колумбийского университета Джейсон Бордофф, бывший советник президента Барака Обамы по энергетике, считает маловероятным, что спрос на нефть достигнет максимума до 2025 года. ”Даже если так случится, он будет высоким в течение долгого периода времени”, - сказал Бордофф. Другими словами, спрос может оставаться высоким без резкого снижения, опасного для нефтяных компаний.
Пик нефти в 2020-х
Другие аналитики предупреждают, что покупать запасы нефти сегодня опасно. По оценкам исследовательской фирмы DNV GL, пик нефти станет реальностью в течение 2020-х годов, а спрос будет оставаться неизменным на протяжении всего десятилетия. ”К 2030 году акционеры нефти почувствуют влияние, - сказал Сверре Алвик, ведущий автор отчета компании о перспективах энергетического перехода. По его словам, эксплуатация электромобилей, вероятно, приведет к тому, что к 2040 году спрос на легкие моторные масла упадет почти на 50%. Исполнительный директор Mirova, филиала ESG в Natixis Дженс Пирс посоветовал владельцам нефтяных акций избавляться от них, пока есть возможность. ”Мы не считаем сегодня эти акции финансово привлекательными”, - сказал Пирс, отметив ”чрезмерно высокие” нормативные и технологические риски.
Европейские нефтяные крупные компании хеджируют ставки
Но даже если спрос на нефть достигнет пика в следующем десятилетии, это не значит, что отрасль исчезнет. Аналитики считают, что в выигрыше останутся производители с наименьшими затратами - те, которые смогут зарабатывать деньги даже в мире, ориентированном на электромобили. ”У нас по-прежнему будут нефтяные компании. Некоторые будут продолжать зарабатывать деньги. Другим придется уйти из бизнеса или перейти на другие модели производства”, - сказал Пирс. Но не все нефтяные компании одинаковы. Некоторые из них - бурильщики в чистом виде, подверженные резким колебаниям нефтяных цен. Другие, такие как ExxonMobil и Chevron, производят природный газ в огромных количествах. Природный газ, более чистое горящее ископаемое топливо, помогает питать электрическую сеть, необходимую для электромобилей.
Пока американские нефтяные компании удваивают ставки на нефть, некоторые европейские производители их хеджируют. Под давлением акционеров BP, Royal Dutch Shell и Total перешли на солнечную, ветряную и электрическую энергию, чтобы защитить себя от грядущих проблем. Серьезная неопределенность, связанная с будущим спроса на нефть, заставляет долгосрочных инвесторов проявлять осторожность, тщательно отслеживая тенденции и избегая компаний, которые отрицают неминуемое.