Американское аналитическое издание The National Interest, специализирующееся на по военно-политической тематике и имеющее широкую международную читательскую аудиторию публикует статью директора Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики, доктора Фархада Мамедова America's Double Standard on Nagorno-Karabakh.
Одним из самых важных обещаний президентской кампании Дональда Трампа было пресечение деятельности особых групп и лоббистов, которые наносят вред национальным интересам США, и проведение политики ”Америка прежде всего” в интересах американского народа. Хорошо известно, что существуют группы, которые выступают от имени стран, не являющихся союзниками США и стремящихся продвигать политику, которая приносит пользу их родной стране, не обращая внимания на интересы Америки. Одним из ярких примеров является освещение состоявшегося на этой неделе визита так называемого президента сепаратистской ”Нагорно-Карабахской Республики” Бако Саакяна в США, который был организован армянской диаспорой Соединенных Штатов. Это событие уже оказало негативное влияние, поэтому Министерство иностранных дел Азербайджана подало ноту протеста США.
Бако Саакян представляет регион Нагорного Карабаха (а также семь прилегающих регионов), являющихся международно признанной территорией Азербайджана, на которую вооруженные силы Армении вторглись во время карабахской войны 1988-1994 годов. Предполагаемая ”государственность” сепаратистского режима Нагорного Карабаха не признается ни одним международным субъектом, даже Арменией. Его одностороннее институциональное отделение от Азербайджана посредством референдума проходило без участия проживающих там азербайджанцев - исключительно армянами и карабахцами в период между 1988 и 1992 годами под предлогом ”воссоединения” с Арменией и в рамках "права на самоопределение". Референдум был отклонен Азербайджаном, а Верховный Совет СССР не разрешил предлагаемое объединение/отделение без согласия Азербайджана.
Резолюции Совета Безопасности ООН (822, 853, 874 и 884) и Генеральной Ассамблеи наряду с приверженностью суверенитету и территориальной целостности Азербайджана говорят о неприкосновенности международных границ и недопустимости применения силы для отчуждения территории. Эти резолюции также осуждают оккупацию территорий Азербайджана и требуют полного и безоговорочного вывода вооруженных сил Армении. Армения не выполнила ни одну из резолюций, и поэтому Азербайджан территориально заблокировал Армению в соответствии со статьей 41 Устава Организации Объединенных Наций. Попытки Армении отделить Нагорный Карабах от Азербайджана военными методами явно не соответствовали международным стандартам самоопределения. Азербайджан неоднократно заявлял, что изменение международно признанных границ страны может быть решено на всенародном референдуме в соответствии с требованиями конституции Азербайджана.
За последние несколько десятилетий Армения продолжила наращивание своего военного потенциала (путем размещения военной техники и военного персонала без соответствующего объявления) и незаконную экономическую деятельность на оккупированных территориях Азербайджана. Тем не менее Армения пытается преподнести столкновение, имевшее место в апреле 2016 года, как военную агрессию Азербайджана, хотя военные действия Азербайджана были всего лишь контратакой в ответ на широкомасштабную военную провокацию вооруженных сил Армении вдоль линии соприкосновения. Хотя Армения заявила, что ее вооруженные силы не представлены на территории Азербайджана, большинство солдат и офицеров, погибших на армянской стороне в апреле 2016 года, были гражданами Республики Армения.
Следует подчеркнуть, что одна из основных обязанностей западных наблюдателей и экспертов - очень осторожно относиться к националистическим заявлениям и утверждениям каждой стороны, которые оправдывают все виды насилия и препятствуют разрешению конфликта. Конфликт может быть разрешен не в соответствии с историческими утверждениями любой стороны и надуманными фактами, а в соответствии с принципами международного права. Современное международное право основывается на системе, установленной Уставом ООН, и препятствует нарушению государственных границ с применением силы; поэтому нынешняя международная система должна регулироваться в соответствии с принципами международного права. В противном случае начнется беспорядок и хаос. Поскольку история Южного Кавказа полна конфликтов и территориальных претензий, подрыв международного права и установление двойных стандартов могут создать негативные и кровавые прецеденты в будущем.
Прежде чем ссылаться на исторические события в своей недавней статье, бывший посол Соединенных Штатов в Армении Джон Эванс должен был внимательно изучить заявления армян о том, что Сталин передал или подарил Нагорный Карабах Азербайджану. Это утверждение не имеет никаких исторических обоснований и представляет собой намеренно неправильный перевод с русского на английский. Исторические документы доказывают, что создание автономного Нагорного Карабаха внутри Азербайджана впервые было предложено членом политбюро Коммунистической партии Г.К. (Серго) Орджоникидзе в его телеграмме к Сталину и Георгию Чичерину в 1920 году. Кроме того, во всех исторических первоисточниках и во всех указах большевистских правителей региона в тот период решение по Нагорному Карабаху не передать или подарить, как утверждают армяне. Во всех случаях речь идет о ”сохранении” территории внутри Азербайджана. Почетный посол, который является экспертом по истории России и русскому языку, прекрасно понимает разницу между английским глаголом ”allocate” и русским глаголом ”оставить”, а также располагает всеми ресурсами, чтобы перепроверить эти факты.
Став президентом, Дональд Трамп подписал указ, запрещающий бывшим чиновникам администрации лоббировать интересы иностранных правительств. Деятельность армянского лобби - известный факт, и его влияние на внешнюю политику США всегда было огромным. Армянская диаспора лоббирует свои интересы в надежде сформировать внешнюю политику США в отношении проармянской позиции по нагорно-карабахскому конфликту. Одним из значительных достижений армянского лобби было принятие и поддержание 907-й поправки в законе "Акт в поддержку свободы", который заморозил американскую помощь Азербайджану. Хотя предыдущие демократические и республиканские администрации понимали негативное влияние 907-й поправки на национальные интересы США и пытались его упразднить, сильное армянское лобби успешно противостоит этим усилиям. То, что лобби армянской диаспоры финансовыми и политическими средствами препятствует американской политике на Южном Кавказе, было озвучено должностными лицами предыдущих администраций.
США поддерживают суверенитет и территориальную целостность Азербайджана в пределах его международно признанных границ. Азербайджан как светская мусульманская страна всегда был надежным партнером США в борьбе с международным терроризмом и поддерживал миссии США в Афганистане. Азербайджан также стал надежной платформой для международных переговоров, в том числе для диалога между российским и американским военным руководством. Вклад Азербайджана в энергетическую безопасность европейских союзников Соединенных Штатов является неоспоримой реальностью.
Азербайджан считает неправильным применение двойных стандартов, когда так называемые чиновники из оккупированных территорий Азербайджана могут свободно путешествовать как в Европу, так и в Соединенные Штаты. Прием Бако Саакяна в Вашингтоне подрывает политику Соединенных Штатов как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в отношении мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и наносит ущерб дружеским отношениям между США и Азербайджаном.