Вчера главной темой СМИ, освещавших Русский марш, был отказ оппозиционера Алексея Навального принять в нем участие. К счастью, больше ничем выступления националистов в Москве не запомнятся. На марш в московском районе Люблино пришло около 8 тыс. человек, из них полицейские задержали три десятка – "за использование масок, мелкие нарушения общественного порядка, выкрикивание нацистских лозунгов и использование запрещенной символики". Тем не менее именно Русский марш стал в последние годы укореняющейся традицией в День народного единства. О том, почему праздник так и не стал всенародным, "Вестнику Кавказа" рассказал директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
"Чтобы праздник был устойчив, вокруг него должна быть определенная традиция, определенная мифология, определенное событие. Что в голове у среднестатистического россиянина вокруг праздника 4 ноября? Что-то там про поляков. Грубо говоря, учебник истории у большей части нашего населения выветривается сразу по выходу из школы из головы. И должен быть какой-то корпус текстов, какая-то видеотрадиция – фильмы должны быть и так далее. А у людей в лучшем случае в голове бредовый фильм Хотиненко с какими-то там испанцами, какая-то откровенно бредовая клюква", - считает Минченко, имя в виду фильм режиссера Владимира Хотиненко «1612» о Смутном времени и росте национального самосознания. После премьеры фильма 4 ноября в 2007 года эксперты охарактеризовали его как "очередную неудачную попытку снять по голливудским лекалам исторический блокбастер" и задались вопросом "какое кино мог бы снять маститый режиссер, не будь он скован заказом и крупным бюджетом, оказывающимся для крупных художников злом".
По мнению Минченко, переходу невнятного праздника в традицию помогли бы:
- шесть хороших фильмов;
- штук десять разнообразных сериалов;
- несколько достаточно бодрых книг в немного попсовом стиле, чтобы читала массовая аудитория;
- театрализованные постановки (в американских школах же инсценируют, как индейцы принесли подарки первым поселенцам) и так далее.
"Чтобы был праздник, должны быть идеология, фундаментальная пропаганда и некий набор ритуалов и типовых праздничных мероприятий. Ничего такого у нас нет", - считает Минченко.
Как историк он убежден, что дата 4 ноября выбрана неправильно, ведь "по большому счету, это была не столько русско-польская, сколько гражданская война. Значительную часть войска, которое тогда захватило Москву, составляли наши родные казаки как с территории нынешней России, так и с территории Украины. Поэтому тут тоже радоваться особо нечему, особенно учитывая всю «теплоту» нынешних наших отношений с Украиной".
Минченко полагает, что поскольку власть не смогла предложить внятную идеологию, идеологический вакуум чем-то заполняется: "Придумали, что Козьма Минин, татарин, хотя ни одного исторического подтверждения этого нет. Кто-то из татарских «историков», которые каждый год увеличивают возраст города Казани, банально придумал это. Мол, наш многонациональный народ победил, а не просто русские, давайте придумаем, что Минин был татарином. Путин, как один из идеологов этой многонациональности, подхватил эту историю, что вот, Козьма Минин – тоже татарин".
"Сам по себе этот праздник, эта история не является демонстрацией многонациональности нашего народа. Что мотивирует русского человека праздновать, грубо говоря, окончание Великой смуты, я понимаю. Что в этом празднике должно радовать, например, чеченца или кабардинца, тут большой вопрос. Что должно их мотивировать, что должно их объединять? - вопрошает Минченко, который считает, что сама дата выбрана неправильно. - Идея, которая была при Ельцине – 7 ноября сделать Днем национального примирения и согласия - была более правильная. Я могу гипотетически внутри себя попробовать совместить традиции царской России и традиции советской России. Что-то было хорошее и при Российской империи, в то же время, очевидный сословный характер государства, и эти противоречия частично сняла Россия советская, но она принесла и новые проблемы. Давайте сейчас на новом этапе сделаем тезис-антитезис-синтез. В этом была какая-то идея национальная, с этим можно было работать. И туда можно было бы вплетать и тему других народностей, которые живут на территории России. А 4 ноября выбрано неудачно".
Минченко предлагает два варианта выбора даты объединительного дня.
Первый. "Формально наша страна правопреемница Советского Союза на международной арене. И в этом смысле 7 ноября – день революции, день глобального слома вполне может стать датой. Я категорически не согласен с Дмитрием Медведевым, когда он говорит, что Российская Федерация – это молодая страна, ей 20 с небольшим лет. Я лично дорожу своими корнями и считаю, что моя страна началась, как минимум, в IX веке. Поэтому 7 ноября, эта ельцинская дата, День национального согласия и примирения, имеет право на существование. И сейчас, особенно, когда власть поглотила значительную часть коммунистической риторики, вполне можно было бы это даже и выбрать", - считает политолог.
Второй. "Можно, конечно, брать какую-то дату из российской истории, но они все с подтекстом. Начать с Рюрика –получается пришли скандинавы, установили у нас государство. Не очень хорошо. С другой стороны, а чего мы стесняемся? Норманны основали нынешнее государство в Великобритании, устроили геноцид тогдашней англосаксонской элиты, и никто не переживает по поводу того, что нормандские герцоги основали правящую династию Великобритании.
Допустим, начало киевского княжения, там тоже все не очень хорошо было. Коварно зарезали этих несчастных Аскольда и Дира. Куда не кинь, всюду клин, с двойным дном история.
Так что я думаю, или надо просто какую-то произвольную дату придумать вообще мифологизировать, что тоже имеет прецеденты. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство христианских праздников приходится на те, в которые раньше язычники праздновали свои даты. Подавляющее большинство христианских праздников замещало уже существовавшие языческие, давая им другое содержание", - говорит Минченко.
По его мению, "раз уж у нас новая религия единой "россиянской нации", давайте заменим ключевую дату коммунистической религии 7 ноября с другим только смыслом".