Президент Турции Тайип Эрдоган заявил о готовности Анкары очистить от всех террористических группировок территорию Сирии к востоку от Евфрата, однако артиллерийский удар турецких военных по позициям курдских отрядов "Силы народной самообороны" вызвал негативную реакцию Вашингтона, где заявили, что "нанесение ударов на северо-западе Сирии любой стороной, особенно в условиях, когда в районе могут присутствовать американские военнослужащие, представляет повод для серьезного беспокойства". Об операции Анкары против курдов на сирийской территории размышляет обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.
Сегодня эксперты все чаще говорят о том, что война в Сирии близится к концу. На последних этапах многолетнего противостояния всем без исключения силам, которые принимают участие в боевых действиях, важно занять максимально выгодные для себя позиции. Так, Турция полна решимости провести силовую операцию в Сирии на всем пространстве к востоку от реки Евфрат в кратчайшие сроки, чтобы обезопасить себя от возможной террористической угрозы со стороны курдов.
Благодаря американской поддержке курды надежно закрепились в Ракке, а также на востоке Дейр-Эз-Зора и Манбидже, расширив свое присутствие в Хасеке и в соседних провинциях. Для Турции первостепенной задачей становится уничтожение опорных пунктов боевиков у своей границы. После окончания сирийской войны многие из них попытаются вернуться в Турцию и продолжить террористическую деятельность. Реджеп Тайип Эрдоган хочет выбыть вооруженных курдов с восточного берега Евфрата - из Манбиджа, чтобы предотвратить возвращение Рабочей партии Курдистана на территорию Турции.
Турецкое присутствие на территории САР продиктовано исключительно интересами Анкары, и Турция приложила значительные усилия для того, чтобы международная реакция на проводимые боевые действия в Сирии была спокойной. В октябре в Стамбуле прошел саммит с участием РФ и ЕС, на котором Эрдоган согласовал свои действия и получил гарантии невмешательства других игроков во вторую антикурдскую операцию. Эрдоган предпочел найти общий язык с Россией, Францией и Германией, в то время как США не присутствовали на саммите, ведь для Анкары курдские ополченцы - террористы, фактор нестабильности и сепаратизма в регионе, которых Штаты продолжают поддерживать.
Что касается России, то ее позиция остается нейтральной, так как у Москвы нет никаких обязательств перед курдами. России не нужны новые противоречия с Анкарой, которая остается наиболее выгодным ближневосточным партнером. Москва постепенно минимализирует российскую активность в Сирии, предпочитая не расширять ее на удаленные от российских военных баз районы, в том числе восточный берег Ефрата. России достаточно той договоренности, которая достигнута между Дамаском и Анкарой, тем более что курдские провинции - зона ответственности коалиции в том числе Вашингтона.
Быстрое проведение операции будет затруднительно ввиду того, что в Манбидже, а также в провинциях Ракка, Хасака и Дейр-эз-Зор курдскими ополченцами развернута мощная военная инфраструктура. При этом внушителен и масштаб операции - фактически это весь север САР. "Оливковая ветвь" заняла более двух месяцев, с учетом того, что Африн - приграничный город, а нынешняя операция и осложнена тем, что курдские ополченцы проникли далеко вглубь Сирии и могут позволить себе отступать довольно долго, одновременно договариваясь с Дамаском о поддержке. Хватит ли у Турции сил для проведения столь масштабного и быстрого такого маневра, неизвестно. В конце концов, остается Иракский Курдистан, который может оказать поддержку курдским ополченцам, что повлечет наиболее неблагоприятный сценарий для Турции, вынуждая оставаться в Сирии надолго.
Сложная ситуация на фронте подталкивает курдов договариваться с сирийской армией. Надолго оставаться в САР Турция не сможет, но воевать на два фронта курды не в состоянии. Коалиция с Дамаском представляется более приемлемым сценарием для курдов. Ведь Асаду достаточно лояльности с их стороны при отсутствии сепаратистских намерений. Тем более что после зачистки севера турки должны будут уйти.