Негативные тенденции в экономике Армении продолжают углубляться. Согласно последним данным Национальной статистической службы (НСС), прямые иностранные инвестиции, по сравнению с 2014 годом, сократились более чем в два раза, составив 180,5 млн долларов. Продолжают сокращаться и объемы трансфертов, которые по сравнению с 2014 годом сократились на 30%, составив 1 млрд 216 млн долларов. Также снизился уровень собираемости налогов. Комитет государственных доходов за два первых месяца этого года собрал на 3 млрд драмов (1 доллар США равен 475 драмам) меньше налогов, чем в январе-феврале прошлого года. Словом, несмотря на все заверения властей об обеспечении экономического роста, официальные данные, указывают на прямо противоположную ситуацию.
Однако власти страны, вместо того, чтобы предпринять действенные меры для развития экономики, включая содействие развитию малого и среднего бизнеса (МСБ), стимулирование экспортных производств, решили, как это нередко делается, пойти обходным путем, разработав новый Налоговый кодекс (НК). В апреле правительство Армении утвердило проект НК, который представлен на рассмотрение в Национальное собрание. Некоторые положения нового НК планируется реализовать в 2017 году, а сам кодекс целиком - в 2018 году.
Проект вызвал бурную реакцию в политических и экспертных кругах. По заверению представителей правительства, документ должен обеспечить длительный рост экономики, стабильность и предсказуемость в сфере предпринимательства. Большую роль играет внедрение системы либерализации налога на добавленную стоимость (НДС). По словам заместителя председателя Комитета по государственным доходам Вахтанга Мирумяна, для нескольких важнейших производств новый НК предусматривает отсрочку выплаты НДС на 10 и на 20 дней соответственно таможенным и налоговым органам. Ряд льгот по линии НДС получат также экспортеры.
Представители правительства также обращают внимание на вопрос об обеспечении долгосрочной стабилизации бюджетных доходов, большей частью за счет акцизных налогов. Предполагается в 2017-2021 годах пересмотреть акцизные ставки на сигареты, водку, некоторые виды топлива, включая сжиженный газ. Экономисты напоминают, что большая часть транспорта использует сжиженный газ, и повышение акцизного налога на этот вид топлива, приведет к повышению цен на транспорт.
Но это далеко не единственный вопрос, который беспокоит противников нового НК. По словам председателя Ассоциации сотрудничества малых и средних предприятий Акопа Авакяна, в новом кодексе еще больше усилен механизм налогового контроля - налоговым органам предоставляются более мощные рычаги, равносильные инструментам, имеющимся в распоряжении Службы принудительного исполнения судебных актов.
Правда, в прошлом году правительство повысило порог налогообложения с оборота с 50 млн до 120 млн драмов для предприятий МСБ, однако эта мера недостаточна для развития МСБ. Экономисты предлагают на несколько лет освободить эти предприятия от выплаты налогов, за исключением подоходного налога. Однако это предложение не нашло своего отражения в новом НК.
Важным обстоятельством, которое вызывает обеспокоенность оппозиционеров и экспертов, является то, что проект НК предусматривает полноценное включение в налоговое поле, таких сфер как сельское хозяйство, образование и здравоохранение, которые до сих пор лишь частично облагались налогами. Возможно, с экономической точки зрения обеспечение равных условий для всех сфер нормальное явление. Увеличение налогообложения в сферах образования и здравоохранения было бы логичным при наличии эффективного сельского хозяйства, менее зависимого от погодных условий, нежели сельское хозяйство Армении. Другим обязательным условием для использования или применения указанного рычага является наличие платежеспособного населения. К сожалению, ни того, ни другого в Армении нет.
По официальным данным, в стране 30% населения является бедными. Низкий уровень жизни обусловлен господством монопольного уклада в экономике, высокими ценами, а также значительными проблемами в секторе малых и средних предприятий, сокращением денежных переводов от армянских мигрантов из России и другими серьезными проблемами. Весь этот комплекс трудностей приводит к тому, что граждане нередко не в состоянии решить вопросы, связанные с медицинским обслуживанием и получением образования. Между тем, использование нового принципа по обложению налогами указанных сфер сделает еще более недоступным для многих медицинские услуги и получение высшего образования.
Так, вместо проведения необходимых реформ, борьбы с коррупцией, фаворитизмом в бизнесе, неуплатой налогов, власти посредством нового Налогового кодекса пытаются создать дополнительный рычаг для сбора налогов. Но сбор налогов любой ценой, далеко не гарантирует реального развития экономики. В основу этих действий заложена попытка переложить налоговое бремя на граждан. Но применение этого подхода в условиях Армении означает дальнейшее обнищание народных масс.