В XXI веке страны, которые традиционно зарабатывали за счет извлечения природных ресурсов, делают все возможное, чтобы диверсифицировать свои источники дохода. Финансовые услуги становятся одной из альтернатив нефти и газу. National Interest в статье Kazakhstan’s Bet on the Future пишет, что Канада, Дубай, Абу-Даби и даже Марокко развивают свои международные финансовые связи. Теперь и Казахстан присоединяется к этому клубу. Этот шаг направлен на долгосрочную перспективу.
5 июля руководители Объединенных Арабских Эмиратов, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, а также главы JP Morgan, Oppenheimer Funds, Boston Consulting Group, Исламского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и Шанхайской фондовой биржи присоединились к президенту Нурсултану Назарбаеву и приняли участие в открытии Международного финансового центра в Астане (МФЦА).
МФЦА - очередная инициатива в длинном списке проектов, направленных на превращение Казахстана в регионального и глобального игрока. Страна, богатая нефтью и ураном превращается в евразийского игрока.
С 2000 по 2010 год скорость экономического роста в Казахстане была второй в мире после Катара. В течение следующих пяти лет темпы роста прогнозируются на уровне 4%. Внешний долг составляет менее 10% от ВВП, а суверенный фонд богатства страны превышает $100 млрд.
Как и большинство добывающих экономик, которые полагаются на ресурсы, извлеченные из земли (углеводороды и полезные ископаемые), Казахстан зависит от международного спроса и предложения. Подобно своим нефтезависимым партнерам с Аравийского полуострова - Саудовской Аравии и ОАЭ - Казахстан пришел к пониманию необходимости диверсифицированной экономики, которая может использовать свое геостратегическое значение и стремительный рост молодого населения для предоставления дополнительных видов обслуживания.
Целью МФЦА, моделью разработки которого послужил финансовый центр в Дубае, заявлено устранение внутригосударственных рисков для иностранных инвесторов путем создания независимых нормативных и правовых режимов, которые регулируются ценными бумагами и корпоративными законами Великобритании, за счет отмены виз и налогов, а также с использованием английского языка в качестве рабочего.
Специальный статус МФЦА был оформлен в Конституционном законе Казахстана. Подразделения МФЦА будут обеспечивать финансовую инфраструктуру, которая превратит Казахстан в ведущий финансовый центр региона.
Суд МФЦА, ответственный за урегулирование споров, возглавит британский юрист, бывший глава судебной системы Англии и Уэльса 84-летний лорд Гарри Кенне Вулф.
Астанинская международная биржа (AIX), которая будет выступать в качестве биржи МФЦА, сотрудничает с Шанхайской фондовой биржей для размещения акций. У Астанинской биржи есть право на использование технологий NASDAQ.
Управление финансовой службы Астаны (AFSA), которое является регулятором МФЦА и гарантом целостности финансовой экосистемы, будет действовать в соответствии с принципами Международной комиссий по регулированию ценных бумаг, основополагающими базельскими принципами для банковского надзора, руководящими принципами Совета по исламским финансовым услугам и рекомендациями группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Теперь, когда у Казахстана есть свое финансовое поле мечты, кому оно может быть интересно? Согласно отчету Всемирного банка ”Простота ведения бизнеса-2018”, Казахстан занимает первое место среди 190 стран в плане защиты миноритарных инвесторов и шестое место в обеспечении исполнения контрактов. Однако страна остается на 131-м месте из 176 стран в списке по индексу восприятия коррупции Transparency International.
Население Казахстана составляет 18 млн человек, а всего в Центральной Азии проживает 70 млн человек. Существующие рынки капитала в Казахстане неликвидны, поскольку местные компании полагаются почти исключительно на финансирование коммерческих банков. Государственные коммерческие банки контролируют большую часть валютной торговли и прочую деятельность.
Управление активами и частное банковское дело в основном в руках иностранных менеджеров, а финансовые технологии практически отсутствуют.
Управляющий МФЦА и бывший глава Центрального банка Казахстана Кайрат Келимбетов не сомневается, что стратегическое расположение в сердце Евразии дает МФЦА целый ряд преимуществ: "Астана идеально расположена, чтобы служить воротами для капитала и инвестиций во всем регионе и в частности в Евразийском экономическом союзе. Страны ЕАЭС, в том числе Казахстан, имею большой запас богатств, а спрос на сложные инвестиционные проекты растет. Кроме того, страна играет стратегическую роль в воссоздании торгового коридора, который соединит Восток и Запад посредством китайской инициативы ”Один пояс-один путь”".
Еще предстоит увидеть, приведет ли к результатам этот геополитический расчет. Китай расширяется на запад. Экономика России все еще оправляется от рецессии и экономических санкций. Процентные ставки глобальных рынков низкие или даже отрицательные. По мнению руководства МФЦА, за счет своей инфраструктуры центр может стать финансовым хабом для Центральной Азии, Западного Китая, юга России и Евразийского экономического союза, а также объединить финансовые рынки Европы, Персидского залива и Китая.
Первое испытание МФЦА продет в этом году, когда Казахстан начнет приватизацию ”Казатомпрома”, крупнейшего в мире производителя урана, национального перевозчика Air Astana и ”Казахтелекома”.
В течение следующих двух лет будут размещены акции по меньшей мере пяти крупных компаний, контролируемых государством, а в 2020 году произойдет размещение акций национального производителя нефти ”КазМунайГаз”.
Келимбетов считает, что, сохраняя исключительные права на эти IPO, МФЦА и его торговая платформа AIX обладают ”уникальной возможностью” привлечь достаточную ликвидность, необходимую для рынка. Более того, сотрудничество AIX с крупнейшим в Европе центром расчета сделок с ценными бумагами Euroclear позволит иностранцам приобретать казахстанские акции без открытия счетов в депозитариях страны.
Это амбициозная игра Астаны, за которой с интересом наблюдают эксперты мирового финансового рынка.