В течение последних двух лет в Армении остро стоит проблема дороговизны авиабилетов. Стоимость билета на рейс Ереван-Киев составляет 500-520 дол., в Москву 200-300 долларов. Цены на билеты из Армении в Европу в среднем на 150 евро превышают цены из Грузии по тем же направлениям. Билет Ереван-Прага-Ереван стоит 590 евро, тогда как билет Тбилиси-Прага-Тбилиси - всего 330 евро. Многие летают из Армении в Европу через Тбилиси.
Проблема выглядит еще более сложной на социальном фоне Армении. По данным статистической службы, сегодня в стране 32% бедных, средняя зарплата составляет около 390 долларов. При этом вопреки значительному падению цен на нефть, цены на авиационное топливо остались почти прежними. Дороговизне сопутствуют и другие проблемы. За последние два года число авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы в Армению, сократилось на треть. Рынок покинули - "Чешские авиалинии", итальянская AL Italia, British airways, эмиратская Etihad и многие другие.
В 2013 году правительство объявило политику "открытого неба", которая предполагала увеличение числа международных авиакомпаний на армянском рынке, следовательно, рост конкуренции и как результат, снижение цен на авиабилеты. Однако все получилось с точностью до наоборот.
По мнению экспертов, повышение цен на авиабилеты, уход с рынка многих авиакомпаний, перелеты через Грузию стали следствием монополизации армянского рынка авиаперевозок со стороны ряда украинских и прежде всего российских авиакомпаний.
По словам министра экономики Карена Чшмаритяна, наиболее прочные позиции на армянском рынке заняли украинские и российские авиаперевозчики.
Однако монополизация стала лишь следствием серии непростительных ошибок и непрозрачных сделок, совершенных армянскими властями в сфере гражданской авиации. По информации авторитетного интернет-издания Hetq.am, в результате нескольких непрозрачных сделок в 2003 году правительство Армении предоставило созданной частной авиакомпании "Армавиа" эксклюзивное право на осуществление ряда рейсов, в том числе, и по наиболее прибыльному маршруту Ереван-Москва-Ереван. Владельцем "Армавиа" выступала фирма "Мика Лимитед", зарегистрированная в оффшорной зоне и принадлежащая крупному предпринимателю Михаилу Багдасарову, который входил в ближайшее окружение правящей верхушки Армении.
Передача эксклюзивного права на рейс Ереван-Москва-Ереван этой компании стала ударом по государственной компании "Армянские авиалинии" ("ААЛ"). В СМИ писали, что у работающей с прибылью до 1997 года компании "ААЛ", с начала правления Роберта Кочаряна, то есть с 1998 года, начались финансовые и технические проблемы.
"Добиться искусственного банкротства "ААЛ" пытались "сверху", тем самым, открыв дорогу компании Багдасарова. В 2002-2003 годах национальный авиаперевозчик переживал глубокий кризис, и договор правительства с "Армавиа" положил начало концу "ААЛ". В 2003 году "ААЛ" прекратила полеты, а 12 апреля 2004 года решением Экономического суда была признана банкротом, пишет Hetq.am.
Михаил Багдасаров
Между тем, получившая от правительства большие преференции "Армавиа" уже через 10 лет после начала работы на рынке авиаперевозок объявила о своем банкротстве. Ее владелец Багдасаров в своих объяснениях ссылался на экономический кризис, охвативший также и Армению, на финансовые трудности, на высокие цены за услуги, установленные компанией "Международные аэропорты Армения", на то, что прибыли авиакомпании не покрывают ее расходы.
Но, по мнению специалистов, причинами банкротства "Армавиа" стал бездарный менеджмент, сам формат компании, где ни государство, ни коллектив не имели никаких рычагов воздействия на руководство компании в вопросах кадровой и технической политики.
""Армавиа" обанкротилась по причине провинциальной жадности. Нельзя было передавать целую отрасль человеку, у которого не было активов в этом бизнесе, все было приобретено на основе аренды. Это политика временщика - сдоить, награбить, и не дать ничего взамен. Доводы о том, что якобы прибыли авиакомпании не покрывают ее расходы, неубедительны. Отрасль всегда была прибыльной, а эта компания накапливала долги в течение 10 лет, в результате чего и обанкротилась",- уверен бывший начальник Главного управления гражданской авиации Шаген Петросян.
Однако правительство не предприняло никаких шагов по изучению причин банкротства компании "Армавиа", а сам Багдасаров не понес никакой ответственности за развал этой стратегической сферы.
После банкротства компании "Армавиа" у правительства зародилась идея "открытого неба", которая так и не сработала. По мнению экспертов, после банкротства "Армавиа", необходимо было подвергнуть сферу гражданской авиации комплексному исследованию, проанализировать причины банкротства и постараться ответить на вопрос о том, насколько целесообразно было отдавать в руки одного человека сферу гражданской авиации, какие коррупционные риски присутствовали при принятии правительством решения о фактической монополизации рынка авиаперевозок со стороны частной компании.
Все это, а главное - отсутствие национального авиаперевозчика, способствовало краху политики "открытого неба".
Между тем, наличие национального авиаперевозчика может способствовать восстановлению необходимого баланса на рынке, ликвидации монополий тех или иных зарубежных компаний и утверждению здоровой конкуренции.
Сегодня в Армении делаются попытки создания нового национального авиаперевозчика, это, в частности компания "Эйр Армения", которая начала делать первые робкие шаги. Пока еще трудно сказать будут ли созданы условия для нормального развития этой компании, или правительство, вновь как в 2003 году примет решение зарезать курицу, несущую золотые яйца.