Правительство Армении одобрило план развития военно-промышленной и военно-технической политики, очевидно, немного позабыв о том, в каком состоянии находится экономика страны, на чьи плечи ляжет неподъемный груз ВПК, - пишут армянские СМИ.
Жалкая экономика для жалкого ВПК
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги – эта поговорка как нельзя лучше подходит к документу, который одобрило на заседании на этой неделе правительство Армении, - пишет газета "Айкакан жаманак". "Правительство РА на своем вчерашнем заседании одобрило один интересный документ. Речь идет о "Программе мероприятий, вытекающих из стратегии военно-промышленной и военно-технической политики". "Стратегия военно-промышленной и военно-технической политики" была принята 31-го января этого года. Основной целью ее, как указано в самой стратегии, является обеспечение наших Вооруженных сил "внутриреспубликанскими военными товарами и имуществом". Иначе говоря, государство ставит целью производить часть вооружения и имущества, необходимого для нашей армии, в своей стране. А для этого нужно развивать военно-промышленный комплекс (ВПК), и это также отмечено в стратегии. – Укрепить роль ВПК как высокотехнологичной многопрофильной системы в инновационном развитии экономики РА;
– достигнуть оптимального соотношения объемов вооружения и военной техники, военно-технического имущества (далее – ВТУ) и специальной техники, производимых в Республике Армения и приобретаемых за рубежом;
– обеспечить конкурентоспособность продукции организаций ВПК на иностранных рынках", – отмечено в документе.
Цель, безусловно, хороша. Армения просто обречена иметь свой мощный военно-промышленный комплекс и производить значительную часть своего вооружения. Безусловно, технически и теоретически это возможно. Вот, хотя бы пример Израиля говорит об этом. Маленькое государство, созданное в пустыне всего 70 лет назад, сегодня производит один из лучших танков в мире. В мире можно на пальцах сосчитать страны, которые могут позволить себе роскошь производить танки, уже не говоря о высокотехнологичных видах оружия.
Но вся проблема в том, что развитие военно-промышленного комплекса не может происходить отдельно взятым. Его невозможно рассматривать как отдельный сегмент экономики, и именно так – как отдельный сегмент, – развивать, вопреки общему состоянию экономики. Наша жалкая экономика не может взвалить на свои плечи такой военно-промышленный комплекс, который смог бы обеспечить существенные поставки вооруженным силам.
Военная промышленность имеет интересную "черту характера". Годы напролет она сидит "на шее" у экономики, выкачивает из нее огромные ресурсы, но с какого-то момента возвращает ей в десятки раз больше. Сегодня во всем мире большая часть технологий, используемых в гражданской экономике, взята именно из военных разработок. Но с самого начала военно-промышленный комплекс должен паразитом сесть на шею экономики, а экономика должна терпеливо и последовательно кормить этого "паразита". Причем чем больше и вкуснее будет "кормить", тем быстрее наступит момент, когда военно-промышленный комплекс начнет возмещать потраченные на него средства.
Словом, без мощной, качественно и количественно развивающейся экономики наш военно-промышленный комплекс состояться не может. А это означает, что иметь развитую экономику – это не удовольствие, а необходимость. Насущная необходимость. И вся проблема в том, что действующая власть этого не осознает. А если и осознает, то тщательно это скрывает. Будь у нее осознание этого, не пожертвовала бы экономику монополиям и олигополиям. Будь такое осознание, бизнес и власть не переплелись бы так тесно, коррупция не была бы такой прочной и структурной", - резюмирует автор публикации.
"В плену у русских"
Впрочем, армянские СМИ сетуют не только на свой ВПК, но и на военную продукцию могучего соседа: так, жителям Ширака стали мешать танки 102-й российской военной базы в Армении, пишет газета "Айкакан жаманак". "Военная техника 102-й российской военной базы, дислоцированной в Гюмри, своими передвижениями на посевных участках жителей села Мармашен Ширакского марза наносит ущерб кормовым культурам. "Танки русских все уничтожают, они превратили поля в дороги, что только не проезжает по ним – и танки, и грузовики. В прошлом году град нанес серьезный ущерб нашим полям, в этом году танки нанесут. Мы на нашей земле оказались в плену у русских. Танки, когда захотят заедут, проедутся и выедут с наших полей", – сказал в беседе с изданием житель Мармашена. По словам жителей села, военнослужащие 102-й базы во время военных учений транспортируют свою технику, в том числе и танки, по их земельным участкам. Дело в том, что недавно была заасфальтирована дорога в Мармашене, и военную базу предупредили: не перевозить танки по дороге, предложив взамен объездную дорогу. "Им было сказано, чтобы объезжали поля дальней дорогой, но они этого не делают: экономят горючее", – жалуются мармарашенцы. По словам главы села Мармашен Ашота Егояна, танки 102-й базы нанесли ущерб около 12 га посевных участков".
Неожиданный неслучайный визит
США намерены вложить в энергетику Армении миллиардные инвестиции, и именно этому был посвящен неожиданный визит в страну главы "Газпрома" Алексея Миллера, - пишет газета "Аравот". "В случае принятия предложения США возникают серьезные риски для российских энергетических компаний, в частности, для дальнейшей деятельности компании "Газпром Армения" и, в целом, для политического и экономического влияния России в Армении. Я склонен думать, что США понимают это, и данное предложение в равной степени адресовано также российской стороне, и в этом контексте неожиданный визит председателя правления "Газпром" Алексея Миллера в Армению был неслучайным. Предложение США в настоящее время находится на стадии серьезнейшего обсуждения, и власти Армении взяли тайм-аут для проведения совещаний с заинтересованными сторонами с целью принятия решения", - рассказал в интервью газете "Аравот" руководитель Центра европейских исследований Артур Газинян, говоря о заявлении посла США в Армении Ричарда Миллса относительно перспектив вложения инвестиций в размере $8 млрд в сферу энергетики Армении. "Уверен в том, что отклик последует непременно, поскольку это уникальное заявление по модернизации и укреплению расширенного и всеобъемлющего сотрудничества Армении и Ирана в сфере энергетики. Чтобы для нашего общества было понятнее, что означают такие инвестиции, скажу, что приблизительно во столько оценивается газопровод NABUCCO. Сейчас представьте, какую цену и значение имеет это предложение, на которое власти Армении должны дать ответ и выразить свою готовность продолжить диалог в этом направлении",- отметил собеседник", - пишет газета.
От Каскада до Монумента
Хачатур Сукиасян решил на собственные средства построить в Ереване канатную дорогу, - читаем в газете "Грапарак": "Возможно, в Ереване в скором времени будет сооружена канатная дорога. Конечно, не по прежнему маршруту от Норка до Еритасардакан. Идея постройки канатной дороги принадлежит основателю концерна "Сил Групп", предпринимателю Хачатуру Сукиасяну. Он решил на свои собственные средства построить канатную дорогу от Каскада до Монумента, к парку Победы. Идея в качестве предложения представлена в мэрию Еревана и находится сейчас на стадии обсуждения. Прежде всего, канатная дорога будет иметь туристическое значение, а, во-вторых, решит проблему коммуникации. Из мэрии еще нет ответа, но, говорят, что идея постройки канатной дороги принята положительно. Не исключается, что после удачного воплощения этой идеи в жизнь последует продолжение и в качестве альтернативного средства перемещения будут построены другие канатные дороги, соединяющие различные части города", - пишет газета.
Мигрантские "легенды"
Та же газета "Грапарак" пишет о том, насколько буйная фантазия у покинувших Ереван в поисках лучшей жизни мигрантов. "Начальник Государственной миграционной службы Армении Гагик Еганян рассказал: его бельгийские коллеги поделились легендами, которые рассказывают уехавшие из Армении и просящие убежища лица. После политических гонений, по словам Еганяна, следуют смешанные браки: якобы муж – армянин, жена – азербайджанка, они не могут вернуться ни в Армению, ни в Азербайджан. На втором месте – сексуальные меньшинства, на третьем - свидетели Иеговы", пишет издание.