Вестник Кавказа

Аэропорт в Карабахе

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Ситуация с планируемым открытием аэропорта в Нагорном Карабахе, спровоцировавшая крайне резкую реакцию со стороны официального Баку, втягивает все более широкие круги. Близкое к правительству азербайджанское информационное агентство "АПА", серьезность которого не подлежит сомнению, со ссылкой на неназванные дипломатические источники утверждает, что Азербайджан и Турция достигли договоренности о закрытии своего воздушного пространства для Армении, в случае, если аэропорт в Нагорном Карабахе все же будет сдан в эксплуатацию.

Ряд турецких депутатов даже составили проект соответствующей резолюции в парламенте. Одновременно была достигнута договоренность между структурами Азербайджана и Турции, регулирующими полеты гражданской авиации, утверждает азербайджанское агентство. Примечательно, что эта информация недельной давности до сих не была опровергнута ни в Баку, ни в Анкаре: верный признак того, что речь идет о целенаправленном информационном вбросе - прямом сигнале Еревану. Закрытие турецкого воздушного пространства для Армении станет для нее серьезным испытанием и существенно усилит блокаду страны.

В Армении, судя по всему, сигнал уловили и решили ответить перемещением систем противовоздушной обороны S-300 к азербайджанской границе. Анализ последних изображений, сделанных из космоса, свидетельствует об изменениях, которые могут серьезно повлиять расклад сил противовоздушной обороны на Кавказе.

Базирующийся в США Центр военного анализа – IMINT, обнародовал спутниковые фотографии российских и армянских систем ПВО в регионе. “Изображения свидетельствуют о появлении новых комплексов S-300 в Армении и грузинской провинции Абхазии. Оба места дислокации имеют значительный потенциал для развертывания», – говорит эксперт Шон О’Коннор. Как сообщает Turan, до 2008 года Армения импортировала компоненты, по крайней мере, трех батарей S-300, заменяя устаревшие S-125 для защиты Еревана. В 2010 году Россия разместила дополнительную пару S-300 в провинции Сюник рядом c Горисом и селом Кагнут, обе батареи в семи километрах от границы с Нагорным Карабахом. “Батареи используют мобильный радар 5N63S и радар для малой высоты”, – отметил тот же источник. "Согласно снимкам 2011 года, в районе Гориса в настоящее размещены несколько батарей. Развертывание там S-300 берет под защиту ПВО Армении весь регион Нагорного-Карабаха", – отметил аналитик.

Расположенные там S-300 могут также прикрывать аэропорт возле Ханкенди, в дополнении к существующим батарее S-125. Кроме того, при такой дислокации S-300 закрывает существующий воздушный зазор и позволяющий Армении блокировать воздушное сообщение Азербайджана с провинцией Нахчыван.

Складывающаяся вокруг аэропорта ситуация несет в себе серьезный потенциал для эскалации конфликта вплоть до возобновления боевых действий вдоль линии фронта. Если Азербайджан попытается с помощью истребителей перехватить самолет сепаратистов над карабахским небом, и в дело вмешаются армянские ПВО, то это прямой путь к размораживанию конфликта и началу широкомасштабных военных операций с применением всех видов вооружений с обеих сторон.

Усугубляет ситуацию еще и то, что в обеих южнокавказских республиках в следующем году пройдут президентские выборы. Поэтому ни один из лидеров не захочет пойти на уступку в столь щепетильном вопросе, учитывая болезненное восприятие в обеих странах всего, что касается нагорно-карабахского конфликта. Сдача в эксплуатацию аэропорта в Карабахе без значительных негативных последствий для Армении - удар по имиджу властей Азербайджана, в то время, как уступка давлению Азербайджана и Турции со стороны Армении стала бы очередной пощечиной армянскому руководству, которому сразу же припомнят и внешнеполитический провал Еревана в деле экстрадиции азербайджанского офицера Рамиля Сафарова из Венгрии на родину.

Если же говорить о правовом аспекте проблемы, то тут все козыри у азербайджанской стороны. Не признанный даже самой Арменией сепаратистский режим Нагорного Карабаха, осуществляя авиарейсы, нарушает международно признанное воздушное пространство Азербайджана. Именно международное давление - в первую очередь - со стороны стран-сопредседателей МГ ОБСЕ на Армению в вопросе незаконного открытия аэропорта, поможет снизить сложившуюся напряженность в целом, а Еревану - выйти из непростой ситуации с наименьшими потерями, поскольку "отложить" открытие аэропорта во благо перспектив мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта - это не так болезненно, как поддаться давлению Азербайджана и Турции. В этом сейчас заключается оптимальный выход для армянской стороны из нынешнего непростого положения. В противном случае, история с карабахским аэропортом грозит преподнести неприятные сюрпризы для всего южнокавказского региона.
Читайте нас в
20955 просмотров

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.