Вестник Кавказа

Выборы в России: взгляд из Европы

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Убедительная победа Владимира Путина на президентских выборах в России, где он, по данным Центризбиркома, набрал 64% голосов избирателей, была вполне прогнозируемой. О высоком рейтинге российского премьер-министра свидетельствовали и результаты опросов, регулярно публикуемые на сайте ВЦИОМ. Однако еще в прошлом году, когда только стало известно о решении партии "Единая Россия" выдвинуть Владимира Путина в качестве кандидата в президенты, уже было ясно, что в Европе довольно критично отнесутся к перспективе его возвращения в президентское кресло. В какой-то момент европейцы даже начали связывать серьезные надежды с оппозиционным "болотным" движением, выступавшим против возвращения Путина на пост президента. Нo, как верно заметил российский политтехнолог, директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский, российский премьер смог эффективно мобилизовать своих сторонников. Павловский, выступая 5 марта в Немецком обществе внешней политики, отметил, что еще во времена его сотрудничества с Кремлем, прорабатывался сценарий, в котором Владимир Путин призывает к поддержке весь свой электорат - людей, зависимых от государственного финансирования и социальных пособий. Правда, отмечает политтехнолог, такой сценарий был заготовлен на случай кризисной ситуации - такой, как война или стихийное бедствие. Но Владимир Путин решил воспользоваться "всеобщей мобилизацией сторонников" в более тривиальной ситуации - во время президентских выборов. При этом избирательная кампания президента имела этакий "военный оттенок", и нынешние президентские выборы преподносились не иначе, как "битва за Россию".

Судя по всему, с выбором российского народа (несмотря на факты нарушений, о которых говорится и пишется предостаточно, мало у кого вызывает сомнение объективная популярность Путина в народе) европейцы смирятся. Другого выхода, в принципе, и нет. Несмотря на то, что наиболее разочарованные в результатах голосования призывают ввести санкции против России, всерьез такие призывы никто не воспринимает: в конце концов, ЕС и Россия настолько "повязаны" друг с другом экономически, что ни о каких санкциях речь не может идти в принципе. ЕС не решился на конкретные санкции даже после августовской войны 2008 года, которая в глазах европейцев была в любом случае событием несравнимо более серьезным, чем сомнительные эпизоды на выборах и разгон митинга на Пушкинской. Наконец, у новоизбранного российского президента есть и сторонники. Эффект разорвавшейся бомбы в Германии вызвали новые высказывания экс-канцлера Герхарда Шредера о Владимире Путине. Политик из партии СПД подчеркнул, что он не отказывается от своих слов о том, что Владимир Путин является "кристально чистым демократом" и уверен в его демократических убеждениях. Экс-канцлер выразил сомнение в том, что в России были допущены значительные манипуляции во время выборов. "Когда я слышу оценки некоторых наблюдателей за выборами, таких, как, например, госпожа Бэк или кем он там является (Шредер имеет в виду депутата Фолькера Бэка, известного своей нетрадиционной сексуальной ориентацией, - прим. «ВК»), то мне кажется, что в этих оценках больше предвзятости, нежели объективных суждений".

Откровенно говоря, сегодня европейских экспертов и политиков куда больше, чем чистота выборной процедуры, интересует другой вопрос: как будут развиваться события на внутриполитической арене в России и как сместятся ее внешнеполитические приоритеты в третий срок президентства Владимира Путина? Журналист телеканала ARD Хуберт Зайпель, снявший фильм о российском премьер-министре и постоянно сопровождавший его в течение долгого времени, дал собственный прогноз относительно развития внутриполитической ситуации в России. По мнению журналиста, есть лишь два пути: либо будет наблюдаться дальнейшая эскалация конфликта между сторонниками и противниками Владимира Путина, при которой на последних обрушатся репрессии, либо же в следующие два-три месяца возникнет конструктивный диалог с оппозицией, поскольку Путин понимает, что новообразованный "средний класс", считающийся его своим противником, будет в будущем лишь расти.

Что же касается экономических отношений между Россией и ЕС, в частности, Германией, то у экспертов нет особых опасений по этому поводу. Райнер Линднер, руководитель Восточного комитета германской экономики - одного из авторитетных мозговых центров страны - считает, что вступление России в ВТО принесет больше стабильности и правовой безопасности для инвесторов. Немецкие инвестиции в Россию увеличиваются из года в год и представители немецкого бизнеса, принявшие решение работать в России, о нем не сожалеют, подчеркнул Линднер.

Куда меньше оптимизма питают немецкие эксперты по поводу внешней политики России, которая по многим вопросам входит в клинч с приоритетами Запада. Серьезные разногласия касаются прежде всего позиции по развертыванию системы ПРО в Европе: Россия не позволит, чтобы часть ее вооружений была нейтрализована. Здесь необходимо компромиссное решение и переосмысление политики Запада, считают эксперты. Политолог Штефан Майстер отметил, что Владимир Путин - также исходя из внутриполитических соображений - едва ли пойдет в ближайшее время на уступки во внешнеполитических вопросах. Поэтому от поездки будущего российского президента на саммит НАТО в Чикаго Майстер не ожидает никакого прогресса. Более того, время для саммита политически выбрано крайне неудачное: ни президент США Барак Обама, который планирует переизбраться на второй срок, ни только победивший на выборах Владимир Путин не отойдут от своих прежних позиций и будут действовать с оглядкой на избирателей, которые ждут от них жестких решений.

Но самое главное, европейцам в России не на кого опереться. «Снежная революция», «болотное движение» и т.д. вызывают у европейской аудитории понятные симпатии, но эта «новая оппозиция», как показывают факты, слишком аморфна, чтобы возлагать на нее серьезные надежды. Системная же, структурированная оппозиция в России слишком слаба и разрознена. Наконец, и среди уличной оппозиции растет удельный вес ультранационалистов, которых Европа уж точно не желает видеть у руля такой огромной и влиятельной страны как Россия. Путин же олицетворяет стабильность и предсказуемость, а на этот «товар» на политическом рынке всегда найдется покупатель. Это значит, что, пока эксперты, правозащитники и журналисты будут заново отвечать на хрестоматийный уже вопрос «Who is mister Putin», действующие политики, госчиновники и бизнесмены будут вести с ним дела, не особо оглядываясь на разоблачительные материалы в блоге Алексея Навального.
58360 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября