Джавахкская диаспора России выступила с обращением к президенту Армении Сержу Саргсяну, призвав его жестко поставить перед руководством Грузии вопрос о защите прав армян Самцхе-Джавахети (регион южной Грузии с преимущественно армянским населением, - прим.ВК) в ходе предстоящего визита в Тбилиси.
Примечательно, что с «обращением» выступает не армянская диаспора России, а именно объединение выходцев из Джавахети. В самой Джавахети уже пять-шесть лет не было каких-либо серьезных выступлений против центральных властей Грузии. Да и особых протестов в связи с арестом маргинала-экстремиста Ваагна Чахаляна не слышно.
Это вряд ли можно объяснить (как намекают авторы «обращения») страхом перед возможными репрессиями. Скорее, причины спокойствия в регионе следует искать в другом: армян Джавахети я бы назвал «гордыми прагматиками». Их трудно «поддеть» проблематикой, явно высосанной из пальца. Они прекрасно осознают свои интересы – видят и чувствуют все, что может и должна чувствовать, видеть, осознавать национальная община, справедливо радеющая за сохранение национальной идентичности и условий свободного развития. Тем более, имея возможность сравнить отношение к ним нынешних грузинских властей с тем, что было в недалеком прошлом.
Главная заслуга и достижение администрации Михаила Саакашвили в этом регионе как раз и состоит в осознании армянами Джавахка простой реальности: укрепление грузинской государственности (после коррупционной анархии эпохи Шеварднадзе либо националистической истерии времен Гамсахурдиа) приводит к улучшению условий их жизни, а не наоборот.
Центральные грузинские власти, наконец, поняли, что единственно возможный метод решения проблем в Джавахети – уважительная, кропотливая работа для улучшения жизни людей, вкупе с принципиальным отстаиванием общегосударственных интересов, без ответного уважения которых единого государства быть не может.
Тезис о «намеренном создании невыносимых социально-экономических и политических условий» не работает в условиях, если люди, живущие на земле, такой враждебной тенденции не видят и не чувствуют. Например, если власти построили автостраду, по которой армянин из Ниноцминда может за три часа доехать до Тбилиси, чтобы продать на местном рынке знаменитый джавахкский сыр (тогда как прежде для этого требовалось 7-8 часов по ужасной дороге), он никак не согласится с тем, что ему «намеренно создают невыносимые условия». Вряд ли подтверждением столь злобных намерений можно считать и строительство тоннеля «Годердзи», через который джавахкцы, впервые смогут за два-три часа доехать до побережья Аджарии.
Конечно, пенсия в Грузии маленькая – всего 60 долларов. Но ведь раньше было три-четыре доллара! А решение властей страховать здоровье пенсионеров за государственный счет (вплоть до «плановых операций») распространяется на всех граждан. Граница с Арменией не открыта настежь, но она прозрачна и там нет коррупции, вымогательства, как раньше.
Кстати, что мешает бизнесменам из «джавахкской диаспоры» инвестировать в регион? Ведь сегодня не существует ни правовых, ни каких либо иных препятствий.
Когда нет реальных аргументов, приходится прибегать к абсурдным. Например: «Власти Грузии открыто продолжают свою политику постепенного давления на местное армянское население, пытаясь расширить влияние центральных властей и атрибуты государственной символики». То есть, «давят» тем, что в Джавахети есть государственная символика Грузии? Тут комментарии излишни. Упрек был бы справедливым в том случае, если бы кто-то нервничал, когда армяне вывешивают с балконов флаги Армении. «Ну и пусть вывешивают», - пожал плечами в ходе встречи со мной сотрудник администрации региона Самцхе–Джавахети. - Зато и армян Джавахети не озлобляет, когда они видят государственный флаг Грузии на госучреждениях в Ахалкалаки и Ниноцминда».
Этот госслужащий рассказал много интересного, отвечая на просьбу прокомментировать «обращение джавахкской диаспоры». «Понимаешь, я здесь работаю очень давно и понял, что лучшее лекарство против сепаратизма - это спокойствие и отсутствие излишней эмоциональности. Националисты как раз и рассчитывают на эмоциональную реакцию, ведь «запретный плод» сладок. Никакого сепаратизма не будет, если с одной стороны демонстрировать, что он тебя вовсе не напрягает, а с другой – делать все, чтобы привлечь на свою сторону простого человека, озабоченного в первую очередь тем, чтобы у его детей были нормальные условия жизни и было будущее».
Впрочем, как пояснил «ВК» профессор Каха Габуния, занимающийся обучением местного населения грузинскому языку, это не значит игнорирования проблем, затрагивающих идентичность. Тут власти проявляют максимальную гибкость. «Сколько бы ни кричали о «навязывании государственного языка», реально делопроизводство в Ниноцминдском и Ахалкалакском районах ведется по-армянски. До тбилисских чиновников дошло, что наскоком решить языковую проблему невозможно. Как результат – в кружки по изучению государственного языка приходит все больше молодых армян. Они чувствуют, что никто на них не давит, но с другой стороны, знание государственного языка открывает перед ними многие двери в Тбилиси и других регионах Грузии. Они это чувствуют, осознают и делают прагматичный выбор не против родного (первого для них) языка, а в пользу изучения второго - грузинского», - говорит Габуния.
Авторы обращения утверждают, что «международное сообщество и европейские структуры подвергают мизерной критике действия грузинских властей, вступающие в противоречие с обязательствами этой страны по защите прав этнических меньшинств». Но если бы эти действия (либо бездействие) действительно «вступали в противоречие», каким образом грузинские власти смогли бы лоббировать безучастность и отсутствие критики со стороны упомянутых структур? Ведь нет таких рычагов у официального Тбилиси. Нет и быть не может.
«Европейский подход» в сфере образования состоял бы в прекращении государственного финансирования армянских школ, то есть школ, где все предметы изучаются на первом языке национальной общины. Но власти Грузии (как нынешние, так и бывшие) догадались, что госфинансирование школ национальных меньшинств - то наследие советской эпохи, от которого не стоит отказаться. В итоге Грузия – чуть ли не единственная страна в мире (за исключением самой Армении), где существуют полностью армяноязычные государственные школы.
Словом, подход грузинских властей к Джавахети – пример спокойной и доброжелательной профилактики сепаратизма, а может быть и модель будущего, мирного и бесконфликтного сосуществования соседних народов на всем Южном Кавказе.
Спокойная, кропотливая, доброжелательная работа по демонстрации преимуществ мирного сосуществования и отказа от национал–сепаратисткой шизофрении, параллельно с поступательным развитием и превращением страны в привлекательный «город на холме», то есть в гарантию осуществления личных чаяний простого человека, рано или поздно, обязательно приведут к падению гнилой крепости сепаратизма, держащегося на насилии и подавлении интересов человека.
Лучшее лекарство против сепаратизма
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
18930 просмотров