Вестник Кавказа

Постсоветское пространство: будущее интеграционных проектов -2

Алексей Власов
«Вестник Кавказа» продолжает публиковать исследование Алексея Власова о будущем интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В первой части http://www.vestikavkaza.ru/analytics/obshestvo/13894.html ВК рассказал об экономической и идеологической составляющих объединения. Еще одна опора развития интеграционных процессов - русское население в странах бывшего СССР, объективно заинтересованное в сохранении и упрочении связей с РФ. В этой связи большую важность представляет то обстоятельство, что доля русского населения в постсоветских странах последовательно сокращается. Так, за десятилетие после распада СССР, в период наибольшей социальной, политической и экономической нестабильности, число русского населения в странах бывшего СССР уменьшилось с 145 до 136,9 млн, то есть на 8,1 млн. В целом, на 1999-2000 гг. убыль русского населения составила в этих странах не менее 2 млн.

Немногочисленная русская диаспора проживает в южно-кавказском регионе бывшего СССР. Так, согласно данным МИД РФ на февраль 2009 года, русские в составе населения Республики Азербайджан составляет 130 тысяч человек (1,5% населения), в то время, как этот показатель в 1989 г. был равен 5,6%, а в 1999 г. – 1,8%. Численность русского населения в Армении сегодня составляет около 8 тыс. человек (1989 г. – 1,6%, 1999 г. – 0,6%). По состоянию на 1989 год в Грузии (кроме Абхазии) проживало около 266 тысяч этнических русских. Сейчас русское население Грузии не более 68 тыс. человек.

Для сравнения, согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на май 2008 года доля русских составляет около 25,5% от общей численности населения Казахстана (для сравнения: в 1989 г. данный показатель составлял 37,4%, а в 1999 г. – 30%). На территории Украины проживает около 8 млн русских, что составляет около 17,3% населения страны (в 1999 году этот показатель был равен 18,2%). В целом, по сравнению с переписью 1989 года доля русского населения на Украине сократилось на 26,6%.

Если же говорить о положении русского языка на постсоветском пространстве в целом, то необходимо отметить два характерных обстоятельства. С одной стороны, русский язык в большинстве бывших советских республик продолжают использовать как язык межнационального общения. Его позиции по-прежнему сильны в деловой, финансовой, банковской сфере, государственных структурах. С другой стороны, уже сейчас наблюдается устойчивая тенденция к постепенному разрушению русскоязычного пространства. Особенно быстрыми темпами происходит сокращение числа носителей русского языка среди молодого поколения многих постсоветских государств. В Азербайджане за последние годы значительно усилилось экономическое, культурное и языковое влияние Турции и англоязычных государств. Похожая ситуация складывается в Армении, Грузии, Туркмении, Узбекистане, Эстонии.

Как отмечает одно из популярных интернет-изданий: "Положение русского языка сегодня во всех странах Южного Кавказа напрямую зависит от степени развития внутренних интеграционных процессов в этих государствах. Там, где новое социально-культурное пространство делает успехи, то есть, формируется новая культурная ниша, базирующаяся на этнической культуре и ее ценностях, русский язык теряет прежние позиции. По большому счету он в принципе везде теряет былые позиции, просто динамичность развития новых социально-культурных пространств на Южном Кавказе в каждой стране разная".

Русский язык часто становится разменной монетой в политических играх. При построении национального государства принижается значение, как русского языка, так и русской истории, а национальный язык развивается не вместе, а вместо русского. Заявления официальных представителей стран Южного Кавказа часто расходятся с реальным положением вещей. Русский язык знает старшее поколение, учит молодежь, если ей он нужен для бизнеса, но все время сокращается преподавание русского в школах, так что через 10-20 лет можно ожидать значительного сокращения пространства русского языка.

Дополнительное свидетельство очевидного факта - конкуренция на постсоветском пространстве со стороны внешних игроков заметно усиливается. Это процесс объективный, требующий от России более активной политики. Российская элита пытается активизировать контакты на постсоветском пространстве через такие структуры, как «Русский мир», Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, ряд других образовательных гуманитарных социокультурных проектов. Но пока всем этим проектам не хватает системности. Они недостаточно финансируются с точки зрения участия госбюджета в этих программах.

Как отмечает один из ведущих российских этнологов Валерий Тишков: "Распад СССР дал русскоязычному населению три варианта жизненной стратегии: ассимиляция в титульную культуру и язык, отъезд в Россию и отстаивание равного статуса в новом сообществе. К сожалению, большинство специалистов и политиков рассматривали только первые два варианта – самые неестественные с точки зрения рациональных человеческих выборов и самые трудно реализуемые. Именно третий вариант представляется оптимальным для России, для соотечественников и для русского мира в целом".
32970 просмотров