Новый закон "о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает сегодня в силу. Закон предусматривает ряд ограничений для публикации материалов в СМИ. Как говорят авторы законопроекта, с введением документа в действие у органов госвласти и институтов гражданского общества появятся рычаги реагирования на любые попытки нравственно-психологического растления детей посредством СМИ, передает РИА Новости.
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию в СМИ, некоторые из которых посчитали недостаточно ясными ряд формулировок документа. Роскомнадзор обещал проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и внести необходимые поправки.
Закон №436 был принят Госдумой в декабре 2010 года и подписан президентом в начале 2011 года. В соответствии с документом, контент СМИ должен быть промаркирован по нескольким степеням ограничения: "6+", "12+", "16+" и "18+". К категории "18+" относятся информация, которая побуждает к опасным для жизни действиям или самоубийству, оправдывает противоправное поведение, провоцирует желание употреблять наркотики, алкоголь или табак, либо заниматься проституцией, бродяжничеством и играть в азартные игры, ставит под вопрос семейные ценности и уважение к родителям, содержит нецензурную лексику или порнографические эпизоды.
Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.
Роскомнадзор обязал телевизионные СМИ провести маркировку нежелательных для детей телевизионных передач в виде графического знака, близкого по размерам к логотипу телеканала, которая должна демонстрироваться не менее восьми секунд. По закону, обязательной маркировке подлежат также информационные продукты, в которых содержатся сцены, подлежащие ограничению для показа детям до 16 или до 18 лет, остальной контент может маркироваться по желанию правообладателя или распространителя, напоминает Роскомнадзор. Анонсы телепередач, имеющих ограничение по возрасту аудитории, также должны маркироваться. Музыкальным каналам, если они не помечают нужным маркером ту или иную программу, состоящую из нескольких видеоклипов, придется помечать маркером каждый ролик, в котором есть сцены не для детских глаз.
Российские телеканалы к работе в рамках требований нового закона готовы. Представители электронных СМИ, в свою очередь, сошлись во мнении, что в части документа, касающейся их сферы, формулировки документа недостаточно ясны.
Как сообщает Роскомнадзор, продукция, имеющая прокатное удостоверение Министерства культуры Российской Федерации, не требует проведения экспертизы для определения уровня ограничения к показу, остальные продукты должны такую экспертизу проходить. Экспертизой займется специальная группа из независимых экспертов, сказал РИА Новости представитель Роскомнадзора Владимир Пиков. Результаты исследований различных продуктов будут публиковаться на специальном интернет-ресурсе Роскомнадзора для исключения проведения дублирующих друг друга экспертиз.
Кроме того, в Роскомнадзоре пообещали проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и инициировать при необходимости поправки.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал к 1 октября обобщить рекомендации СМИ по данному закону и "выйти на законодателей с отраслевым заключением по поводу того, что и где нужно поправить". Жаров рассчитывает на то, что у законодателей не возникнет проблем с внесением поправок.
В свою очередь, замглавы ведомства Максим Ксензов сообщил, что в октябре Роскомнадзор совместно с депутатами ГД, Генпрокуратурой, ФАС и представителями СМИ проведет расширенное заседание экспертного совета по этой проблеме.
"Поправки в 436-й закон, принятые 28 июля 2012 года, вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе и за рубежом. Они содержат достаточно противоречивые меры, эффективность которых покажет правоприменительная практика", - заявил в свою очередь омбудсмен Астахов.
По мнению уполномоченного, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничение свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей. Закон не регламентирует содержание информационной продукции для взрослых лиц, а лишь устанавливает правила ее распространения в доступное для детей время и в доступной для них форме, а также критерии ее разграничения с информационной продукцией, предназначенной для детей, отмечает пресс-служба Астахова.
Закон о защите детей от вредной информации вступил в силу в России
13540 просмотров