В день пятилетия Пятидневной войны в Южной Осетии Грузия всё так же находится в той ловушке, которую создала сама для себя 8 августа 2008 года: она не может признать реалии, признать, что являлась агрессором, так как это подтвердит право осетин бороться с агрессией и защищать независимость своей территории. Такую мысль высказал заместитель генерального директора Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко, который, напомним, во времена Пятидневной войны являлся послом России в Грузии, последним российским послом в этой стране.
"Если грузины признают, что они совершили факт агрессии, значит, им нужно сразу отказываться от двух очень важных моментов, позиций: первое – нужно отменить закон об оккупированных территориях, и второе – взять на себя обязательство не применять силу или угрозу силы против Южной Осетии и Абхазии. Собственно, в этом и заключается с юридической точки зрения отказ грузин", - пояснил Коваленко, чего будет стоить Тбилиси признание собственных ошибок пятилетней давности.
Сейчас, несмотря на приход к власти противостоящей "Единому национальному движению" коалиции "Грузинская мечта", по словам эксперта, в этом отношении ничего не изменилось. "Внутренняя обстановка в Грузии довольно сложная, неоднозначная, хотя там произошли перемены – к власти пришли люди нерадикального склада ума. Но большую часть политсообщества всё-таки составляют те люди, которые были у власти вместе с Саакашвили и ЕНД. Эти люди, конечно, остаются достаточно влиятельными, они имеют серьёзные позиции в парламенте, в бизнесе. И в самом политсообществе грузинам очень непросто признать то, что они совершили ошибку", - отметил Коваленко, добавив, что роль играет и чисто психологический момент нежелания признавать ошибки.
Тем не менее, по его мнению, отношения с республиками сейчас всё же начали двигаться в сторону отказа от закона об оккупированных территориях, и это произойдёт – разумеется, если не случатся какие-либо "катаклизмы". "Если они действительно захотят нормализации отношений с Осетией и Абхазией (а, видимо, всё идёт к этому), им придётся каким-то образом отказаться от применения силы или угрозы силой против этих территорий. Возможно, здесь произойдёт какой-то обмен, и это даст толчок началу переговоров, которые могут привести к какой-то форме, я не говорю – форме объединения, а к какой-то форме повышения доверия между сторонами, развития торгово-экономических отношений", - предположил вероятный путь дальнейшего развития событий в регионе Коваленко.
Бывший посол России в Грузии пояснил отдельно, что речь не о восстановлении территориальной целостности, но лишь о примирении с соседями и активизации экономической активности. "Кстати, большая часть осетин хотела бы установления торговых отношений с Грузией, это выгодно постольку, поскольку в данном случае они выступали бы в качестве посредников между Грузией и Россией", - обратил внимание Вячеслав Коваленко на тот факт, что экономические чаяния Южной Осетии остались те же, что и до начала военных действий.