США сохранят санкции в отношении России даже в случае полного выполнения минских соглашений. "Если положения минских соглашений будут выполнены Россией, то мы все равно сохраним пакет ограничительных мер в связи с аннексией Крыма", - заявил сегодня на конференции в Центре по глобальной энергетической политике при Колумбийском университете координатор Госдепартамента США по санкциям Дэниел Фрид.
По его словам, это будет означать проведение долговременной политики непризнания включения Крыма в состав России. "Похожие меры действовали в отношении СССР, когда США не признавали включение в состав СССР трех республик Прибалтики. Единственное отличие - в то время не применялся режим санкций", - пояснил Фрид, выразив уверенность в том, что санкционное давление на Россию будет нарастать.
При этом координатор Госдепартамента США отметил, что в целом применение санкций стало сейчас весьма популярным средством. "Некоторые утверждают, что санкции - это промежуточный вариант между ничегонеделанием и военной операцией. В методике их применения в последние годы произошли изменения, они стали более продуманными и целенаправленными", - сказал Фрид.
В связи с этим он обратил внимание на то, что санкции, введенные США в отношении России, являются самыми масштабными из когда-либо применявшихся. "Прежде всего они нацелены на то, чтобы добиться изменения в ее поведении на мировой арене и подтолкнуть к поиску путей урегулирования на Украине", - заметил координатор Госдепа. В качестве первоочередных моментов он выделил такие пункты минских договоренностей, как проведение местных выборов на юго-востоке Украины и восстановление украинского контроля над линией границы.
В то же время, Фрид указал, что пакет ограничительных мер, связанных с воссоединением Крыма с Россией, не может быть отделен от других мер. "Как мне представляется, даже в случае, если другие санкции будут ослаблены, то санкции за аннексию Крыма сохранятся. Такая ситуация не является новой холодной войной и не повлияет на взаимодействие с Россией в тех областях, где мы считаем такое взаимодействие полезным, как в случае с вопросом о ядерной программе Ирана или по Сирии", - резюмировал координатор Госдепартамента США.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с корреспондентом "Вестник Кавказа" подчеркнул, что Вашингтон стоит поблагодарить за подобное заявление, поскольку оно позволяет точно понимать перспективы российско-американских отношений, а не жить иллюзиями об их нормализации после выполнения минских договоренностей.
"Это очень ценное заявление и важная позитивная информация. Прежде нам обещали снять санкции, если Москва проявит уступчивость по минским соглашениям (хотя Россия не участник конфликта на Украине, она лишь может принимать решения о киевских прочтениях минских соглашений и настаивать на выполнении пунктов этих документов) и Запад сочтет, что все закончилось хорошо. Теперь же становится ясно, что в действительности Москва занимает реалистичную и последовательную позицию по украинскому кризису, и Вашингтон обращается к другим конфликтным темам, которых у нас более чем предостаточно для того, чтобы считать эти санкции по сути бессрочными", - пояснил он.
Ремизов выразил уверенность в том, что и после грядущих президентских выборов политика США в отношении России не изменится. "Коридор здесь не такой уж широкий. В украинском конфликте США как использовали, так и будут использовать имеющиеся проблемы для закрепления своего присутствия в этой части Евразии и укрепления трансатлантических связей. Остальное, в общем-то, составляет вопросы аранжировки. Изменения в контактах с Москвой возможны по Сирии – от тесного сотрудничества, более ориентированного на некий общий результат, до жесткого противодействия", - ожидает эксперт.
Россия, по его оценке, может ответить на бессрочные американские санкции снижением зависимости от технологической и финансовой организационной структуры Запада. "Также Москва может начать пересматривать свое отношение к вопросам интеллектуальной собственности, правообладателями которой являются западные транснациональные компании. Причем это будет вполне адекватно существующим дискуссиям по вопросам природы интеллектуальной собственности и эффективности существующего режима патентной охраны. Еще мы можем прекратить выполнять нормы ВТО в ситуации, когда против нас ведется экономическая война. Будет необходимо изменить подходы к инвестированию суверенных фондов и исключить инвестиции, которые связаны с высокими политическими рисками. Можно создать альтернативные механизмы инфраструктуры расчетов, дабы отключение от SWIFT не стало обвалом для экономических обменов", - перечислил другие варианты Михаил Ремизов.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ Владимир Оленченко подчеркнул, что это заявление представителя Госдепартамента сужает отношения между Россией и США, сокращая пространство для маневрирования. "Под маневрированием я понимаю возможность вносить изменения, привлекать больше людей, затрагивать больше тем. Видимо, Америка не заинтересована в том, чтобы находиться в полноценных отношениях с Россией, а хотела бы поддерживать их в, скажем так, ограниченном режиме", - поделился он.
В дальнейшем же, когда Барак Обама покинет пост президента Соединенных Штатов, перспективы развития отношений Москвы и Вашингтона, по словам эксперта, зависят от того, кто одержит победу на выборах. "Скорее всего, кандидатом на выборах от Демократической партии будет Хиллари Клинтон, а она, естественно, будет продолжать ту же линию, которую проводил Обама. Для этого есть много предпосылок, начиная с того, что они вместе принимали участие в самой первой президентской кампании. Кроме того, когда Хиллари Клинтон была госсекретарем США, то есть отвечала за внешнюю политику, курс Вашингтона ничем не отличался от той политики, которая проводится сейчас", - пояснил Оленченко.
"Что касается республиканцев, то, как ни странно, их отношение к России было более, мне кажется, жестким, но более понятным, более последовательным и более предсказуемым. Если на выборах их представителем будет Дональд Трамп, то это вселяет надежды на профессиональный и более открытый диалог", - считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ.
Он добавил, что с российской стороны, несомненно, последует адекватный ответ на заявление Фрида, однако в целом необходимо дождаться комментариев министров и президента страны. "Если это скажет Джон Керри, тогда будем реагировать. Будут подобраны какие-то меры, которые окажутся наиболее болезненными для американцев, и такие меры будут приняты. Но, конечно, это не вопрос одного дня", - заключил Владимир Оленченко.