Российские власти не планируют введение новых мер по сдерживанию рубля, об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на трех высокопоставленных чиновников.
По их словам, вместо этого власти будут использовать вербальные интервенции, для влияния на настроения бизнеса и рынка, предупреждая о рисках грядущего ослабления российской валюты.
Считая, что снижение курса - это лишь вопрос времени, правительство не планирует дополнительных мер, несмотря на то, что президент России Владимир Путин получает жалобы на укрепление рубля от экспортеров. Об этом заявил другой знакомый с ситуацией источник агентства. По его мнению, такая позиция связана с пессимистическими прогнозами министерства экономического развития по нефти – "ведомство ожидает падения курса российской валюты к доллару примерно на 16% к концу 2017 года на фоне снижения цены Urals до $40 за баррель", - цитирует источник РИА Новости.
Напомним, что на встрече с представителями деловых кругов Ярославской области, состоявшейся 25 апреля текущего года, президент заявил, что российские власти ищут варианты рыночных мер влияния на курс рубля. В этой связи он указал, что если ориентированному на экспорт бизнесу переукрепление рубля невыгодно, то работающие на импорт компании, а также россияне, покупающие товары за рубежом, заинтересованы в сильной национальной валюте. Учитывая эти факторы, действовать нужно разнонаправленно, заключил президент России Владимир Путин.
Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" пояснил, что словесные интервенции, действительно, часто используются в ситуации, подобной той, что сложилась сейчас в России. "Баланс между интересами экспортеров, импортеров и простых потребителей - очень сложный вопрос. Конечно, ослабление рубля помогает экспортерам, но оно же разгоняет инфляцию и усложняет финансовое планирование для многих предприятий. В настоящее время размеры международных резервов ЦБ выглядят достаточно значительными, и увеличивать их путем скупки валют монетарный блок правительства не считает целесообразным, обращаясь вместо этого к приему словесных интервенций", - поведал эксперт.
В то же время, по его словам, сейчас можно наблюдать объективный рост импорта по мере укрепления рубля, который не зависит от действий правительства. "Весьма вероятно, что во второй половине этого года это явление приведет к тому, что рубль может ослабнуть сам по себе, без каких-то дополнительных усилий со стороны правительства. Эти соображения и являются ключевыми для понимания действий монетарного блока правительства, прежде всего министра экономики Максима Орешкина", - подчеркнул Хестанов.
Эксперт напомнил, что свободный рынок по своей сути стремится найти точку равновесия, на что, по-видимому, и рассчитывает Минэкономразвития. "Главный фактор укрепления рубля сейчас - рост цен на нефть относительно того уровня, который был заложен в бюджет 2017 года, то есть $40 за баррель. Но по мере укрепления рубля рынок выходит из равновесия, и появляется сила, которая вернуть его в равновесие, и здесь ключевой фактор - рост импорта по мере укрепления рубля. Рубль укрепляется, импортные товары в пересчете на рубль становятся дешевле, люди начинают их больше покупать, импортеры, которые ввозят эти товары, начинают приобретать больше валюты, и курс рубля вновь ослабляется", - рассказал экономист.
Говоря о роли carry trade как факторе роста рубля, советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" уточнил, что она в значительной степени преувеличена. "Какое-то влияние он оказывает, но явно меньшее, чем об этом говорят некоторые эксперты. Поэтому, с одной стороны, снижение процентной ставки ЦБ, а с другой стороны, возможное ослабление рубля, скорее всего, приведут к тому, что carry trade в значительной степени уменьшится", - отметил он.
"К сожалению, объективно спрогнозировать динамику курса рубля очень сложно - как и вообще любой валюты. Но довольно вероятным смотрится уровень от 62-64 рубля за доллар, если не будет существенного снижения цен на нефть. А если оно произойдет, тогда возможен уровень ближе к 68 рублей за доллар", - заключил Сергей Хестанов.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов, в первую очередь вербальные интервенции как раз говорят о том, что в распоряжении правительства не так много средств, чтобы сделать рубль стабильным.
"Они не хотят проводить структурные реформы, сохранится вся эта зависимость от нефти и т.д. То есть в данном случае, как я понимаю, потому что сейчас не все мотивы Орешкина понятны, эта словесная интервенция - это скорее так, "постелить соломку" на случай снижения цены на нефть. Потому что до сих пор рост курса рубля, который мы наблюдали, был связан с укреплением цены на нефть, повышением некоторым, и тем, что в общем-то Минфин потихоньку как-то откуда-то скупал валюту. Это в принципе связано с ростом цены на нефть, потому что тогда у Минфина появляются лишние рубли, чтобы покупать валюту. Цена на нефть в последний месяц все-таки стоит на других уровнях, на которые, мне кажется, не рассчитывало правительство. Поэтому они и стелют себе соломку - говорят, что, возможно, курс снизится. То есть когда курс рос, они этот нефтяной вклад приватизировали, сказав, что это наша заслуга, а когда нефть будет стабильной или немножко даже падать, они говорят, что это цены на нефть, это не наша вина. То есть мне кажется, что это просто тактика того, как правительство эксплуатирует движение цены на нефть. Ничего за этим реального нет, ничего такого серьезного, чтобы противостоять каким-то резким движениям курса рубля и доллара, правительство не сделало за эти годы. За это время никакого намека даже. Поэтому это просто маневрирование на цикле нефтяных цен, не больше, как я себе это представляю", - пояснил эксперт.
Говоря о роли carry trade как факторе роста рубля, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ также отметил, что ее роль заметно переоценена. "Я здесь больше как бы даже соглашусь С ЦБ, который говорит о том, что все-таки влияние carry trade немножко переоценивается в публикациях, в аналитических сообщениях, потому что мы не видиМ на самом деле очень каких-то таких огромных потоков, притоков портфельных иностранных инвестиций. Обычно carry trade имеет две группы участников. Самые большие – российские банки. Однако банки сейчас скорее в carry trade не играют, а играют только портфельные инвестиции. Но на самом деле притоки средств сюда иностранных инвесторов не очень высокие. То есть мне кажется, что это немножко переоцененное все-таки влияние одного на другое. В основе трендов рубля в большой степени лежит курс цены на нефть. Carry trade что-то может немного отклонять, но это не такое сильное влияние, как иногда пишут", - поведал Александр Абрамов.
Поясняя, какие факторы помогают сейчас рублю расти и насколько их могут нивелировать словесные интервенции правительства, экономист заверил, что словесные интервенции правительства никакой роли здесь вообще не играют. "Словесная интервенция, как мне кажется, адресована скорее руководителю государства на случай, если рубль ослабнет из-за того, что цена на нефть все-таки "просела". Тогда все скажут, что мы же предсказали! То есть это скорее такая бюрократическая игра, нежели попытка повлиять на курс национальной валюты. Все же понимают это. Все понимают, от чего он растет. То есть три фактора по большому счету могут влиять на рубль: самое главное - нефть, очень мало - carry trade, и спекуляции Минфина со стабилизационным фондом, с резервами. Дальше вещь, которую правительство, да в общем-то и ЦБ вообще не сделали - это процентная политика. Потому что по большому счету финансовая система находится сейчас на уровне заморозки при такой процентной ставке, и кредитование мало делает. То есть Минфин и ЦБ придерживаются такой жесткой монетарной политики. Если они ее ослабят, курс ключевой ставки опустят на 2-3-4 процентных пункта, то это действительно ослабит рубль. Может быть, Орешкин бьет в бубен в предвкушении потенциального ослабления денежно-кредитной политики, но это не подтверждается никакими реакциями со стороны ЦБ. Поэтому если так, значит остается только нефть", - отметил эксперт.
Прогнозируя, до каких пределов может упасть рубль, финансист отметил, что он может вполне вернуться на свои рубежи порядка 65-70 рублей за доллар. "То есть если в банках сейчас станет больше рублей от того, что политика ослабнет, то... Вся ведь проблема в том, что если посмотреть на остатки банков на корсчете и на депозитах Банка России, это почти три триллиона рублей. Единственное, что этот денежный навес сдерживает от валютного рынка - высокая ключевая ставка. Если она понизится, то примерно два триллиона рублей из этого пойдут на валютный рынок. Этого достаточно, чтобы рубль и сильно расшатать, но в принципе если это делать осторожно, то рубежи - 65-70 рублей за доллар", - заключил Александр Абрамов.