Россия вышла на второе место среди стран "большой двадцатки" по военному потенциалу, уступив лишь США, - показало совместное исследование международного дискуссионного клуба "Валдай" и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
"По показателям военной силы Россия занимает второе место после Соединенных Штатов по индексам, по числу полицейских в России все достаточно благополучно. С другой стороны, если посмотреть на уровень доверия полиции, то Россия оказывается в рейтинге стран "большой двадцатки" предпоследней", - рассказала руководитель практики социального моделирования и прогнозирования департамента исследований ВЦИОМ Юлия Баскакова, передает РИА Новости.
Эксперты анализировали развитие ситуации в странах G20 с точки зрения безопасности и суверенитета, опираясь на несколько критериев: учитывались военный потенциал, численность полицейских и доверие населения полиции, криминальная статистика, показатели уровня терроризма, а также субъективные оценки личной безопасности.
Так, по предварительным результатам, в вопросе безопасности Россия занимает 14-15 место, поскольку некоторые учитываемые в исследовании показатели выражены в стране в более высокой степени, а некоторые - гораздо меньше. Проблемы возникают и в связи с терроризмом, и с оценкой эффективности работы судов, что в целом находит отражение в комплексном показателе.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин, лидерство России в военной сфере до сих пор обеспечивается за счет ядерного арсенала. "У нас с США 93% запасов всех мировых ядерных вооружений, что дает нам огромное преимущество перед остальными странами в ракетно-ядерном потенциале, у которого нет такого количества ядерных боеголовок. У США их немного больше, у нас немного меньше, но баланс между нами сохраняется. Ядерное оружие определяет силу и мощь любой армии, поэтому мы и занимаем второе место, хотя по финансам, которые вкладывает государство в развитие армии и оборону, мы на третьем месте: США на это тратят $640 млрд, Китай – около $150-170 млрд, а мы – только $60-70 млрд", - обратил внимание он.
"Это не только запас, который нам подарил Советский Союз, но и достижение современных руководителей вооруженных сил, потому что сейчас идет активное обновление нашего ракетно-ядерного щита, стратегических ядерных сил и морских вооруженных сил. Мы не участвуем в гонке вооружений, но имеем необходимое и достаточное для того, чтобы надежно защищать наши национальные интересы. И не забывайте о нашей операции, которую мы проводим против запрещенной в РФ террористической группировки ИГИЛ в Сирии, ведь она показала всему миру силу и мощь наших вооруженных сил и готовность руководства России бороться со злом за пределами нашей территории", - добавил Виктор Литовкин.
Развитие военной сферы позволяет решать как внешние, так и внутренние задачи. "Внешние – это безопасность нашего государства, в первую очередь, и готовность отражать любую агрессию. Внутренние - это уважение к армии, убежденность народов нашей страны в том, что РФ надежно защитит их безопасность и благосостояние от внешней угрозы. Речь и об уважении к оборонно-промышленному комплексу, который обеспечивает нашу армию самым современным вооружением, и об уважении к человеку в погонах. Сегодня государство очень много внимания уделяет людям, которые стояли в боевом строю, обеспечивает их необходимым денежным содержанием, квартирами, социальными льготами. Думаю, и то, и другое способствует укреплению государства и обороноспособности", - заключил полковник в отставке.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также указал на сочетание наследия и активной современной работы властей как фактора российского военного лидерства в мире. "Строго говоря, Россия не выпадала из первой тройки военных держав даже в самые сложные времена просто за счет советского наследства, а сейчас в оборону вложены значительные усилия, чтобы обновить и восстановить военную мощь. Все наши министры обороны постсоветского периода, как и президенты, так или иначе поддерживали военный потенциал России по мере экономических возможностей", - сказал он.
Эксперт обратил внимание, что защита суверенитета государства сама по себе является необходимой задачей. "Защита суверенитета – это экономическая функция вооруженных сил. Увы, есть стандартный либеральный взгляд на вооруженные силы как на паразитирующее на экономике образование, но оно в корне неверно. Вооруженные силы существуют для того, чтобы предотвращать тот экономический ущерб, который нанесет внешняя агрессия, так как этот ущерб будет в разы больше, чем все затраты на армию. И это помимо того, что ВПК – единственная современная отрасль нашей промышленности", - резюмировал Александр Храмчихин.