Российская сторона готова заняться вопросом продления газопровода "Турецкий поток" в другие страны Европы только при наличии твердых юридических гарантий из Брюсселя. Об этом сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ходе выступления на брифинге с членами Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Дипломат отметил, что увеличивающиеся потребности стран южной и юго-восточной Европы могло бы насытить продление второй нитки "Турецкого потока" на территории ЕС.
Он подчеркнул, что Москва наблюдает значительный интерес к этому вопросу со стороны целого ряда правительств европейских стран. "И вы к этому готовы, но, учитывая неудачный опыт с "Южным потоком", будем готовы приступить к такой работе по "Турецкому потоку", по его выводу на территорию Евросоюза, только после получения твердых юридических гарантий со стороны Брюсселя", - цитирует главу МИД РФ РИА Новости.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, России важно в первую очередь быть уверенной в том, что для "Турецкого потока-2" будет сделано исключение, касающееся источников газа. "Можно предположить, что речь идет о гарантиях того, что Европа не будет настаивать на том, чтобы в трубе были диверсифицированы источники газа. Сейчас все понимают, что европейская часть трубопровода будет строиться не "Газпромом", а другими компаниями, но ведь источником газа все равно останется "Газпром". А это противоречит "Третьему энергопакету", согласно которому должен быть открыт доступ к поставкам газа по всем европейским трубопроводам для всех желающих. Вполне возможно, что Лавров говорит о гарантии отсутствия требований обязательно допустить в трубу кого-то еще, тем более что непонятно, кто еще мог бы поставлять газ по этому маршруту", - сказал он.
Однако Евросоюз вряд ли даст какие-либо исключения из "Третьего энергопакета" для "Газпрома". "В принципе, это возможно, но для этого Евросоюзу нужно обоснование, хорошо продуманные доводы. И даже в этом случае могут найтись страны, которые будут против проекта и заблокируют любые шаги навстречу России. Характерный пример – это "Северный поток-2": на него не должно распространяться действие "Третьего энергопакета", однако та же Польша не желает, чтобы он был построен, и прикладывает все усилия для того, чтобы как-либо заблокировать реализацию проекта. То же самое может произойти и с "Турецким потоком" – если найдутся возражающие против него, какие-либо исключения из европейских правил получить будет очень сложно", - предупредил Алексей Кокин.
Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров напомнил о негативном опыте "Газпрома", связанном с европейскими экспортными проектами. "В свое время "Газпром" заключил большое количество межправительственных соглашений по газу, и считалось, что этого достаточно, дабы построить "Южный поток". Потом выяснилось, что этих соглашений недостаточно, так как Брюссель увеличил полномочия в энергетической политике, а компетенции стран-импортеров газа существенно сузились. Теперь строительство новых крупных газотранспортных артерий в Европу без политической поддержки и согласия Брюсселя невозможно либо очень сложно. Мы видим это на примере непростой реализации "Северного потока-2", где многое остается неясным до сих пор, и на примере второй нитки "Турецкого потока", где у "Газпрома" существует несколько вариантов маршрутов поставок, но политическое вмешательство Брюсселя может эти проекты затормозить, если не сорвать", - указал он.
""Газпром" не вправе сам строить на территории стран-импортеров газопроводы для транзита газа вглубь территории Европы, так что новые газотранспортные магистральные и распределительные системы должны строить сами страны-участницы. Но это очень дорогие проекты, часто непосильные для некоторых, менее развитых европейских стран. Они нуждаются в поддержке, в том числе денежной, со стороны Брюсселя, у которого есть определенные финансовые возможности и фонды, выделяемые для поддержки строительства газовых интерконнекторов, если в Брюсселе сочтут, что такие поставки газа полезны для региона. Без Брюсселя в этой сфере в Европе ничего не делается. Но позиция Брюсселя двусмысленная, неоднозначная, что сохраняет все риски для реализации проекта второй нитки "Турецкого потока". Если мы уверены практически на 100% в реализации первой нитки, выгодной Турции, и здесь все проще, так как газ предназначен для турецкого рынка, то вопросы по второй нитке не сняты", - подчеркнул Валерий Нестеров.
Аналитик Sberbank CIB пояснил, что Брюссель стремится по политическим причинам найти альтернативу российскому газу и потому задерживает проекты "Газпрома". "Безусловно, южноевропейские страны, являющиеся потенциальными импортерами и транзитерами, заинтересованы в российском газе. Но, когда Брюссель видит возможность увеличения поставок российского газа в Юго-Восточную Европу, ему это не очень нравится. У Брюсселя есть альтернативные проекты: увеличение добычи газа на шельфе Черного моря, развитие довольной крупной газодобычи в районе Восточного Средиземноморья с поставками в ту же Южную Европу. Также он стремится оставить место для СПГ, которого много и который хотят продавать не только Катар, но и США, и другие поставщики. Кроме того, Брюссель активно поддерживает проект EastRing – газовый коридор от Польши до Балканского полуострова, дабы нероссийский газ был более широко представлен на рынке Восточной Европы", - перечислил он.
"В такой ситуации "Газпрому" приходится маневрировать и быть достаточно гибким и осторожным, чтобы не понести неоправданные финансовые затраты. Идет напряженная борьба на рынке трубопроводных проектов, конкуренция растет, и "Газпром" нуждается в политической поддержке, которую Брюссель ему не торопится оказывать. На мой взгляд, время исключений из европейских правил прошло, их и не может быть в период санкций, поскольку они противоречат желанию, прежде всего, США снижать присутствие "Газпрома" в Европе – они против и "Северного потока-2", и "Турецкого потока", что совершенно не скрывается. К сожалению, хотя эти проекты должны быть экономическими и судьба их должна решаться с позиций экономических интересов партнеров, на деле мы имеем огромную политическую составляющую, которая превалирует при принятии решений по ним", - резюмировал Валерий Нестеров.