Накануне на X Форуме межрегионального сотрудничества РФ и Казахстана состоялось подписание не только межправительственных документов, важнейшим из которых стал Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, но и предварительного договора о транзите российской нефти через территорию Казахстана в Китай. Документ был подписан президентом "Роснефти" Игорем Сечиным, главой "Казмунайгаза" Сауатом Мынбаевым и гендиректором "Казтрансойла" Кайргелды Кабылдиным.
Нефтяной эксперт, обозреватель газеты "Коммерсантъ" Кирилл Мельников в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о ключевых деталях этого соглашения. В первую очередь, вчерашний договор подтвердил тот факт, что "Роснефть" согласилась выплачивать в полном объёме госпошлины на экспорт нефти в Казахстан (напомним, с 1 января 2014 года прекращается действие Соглашения о беспошлинных поставках нефти с РК).
"Роснефть в любом случае должна была выплачивать пошлину с 2014 года по действующему законодательству, но хотела сэкономить, так что обсуждался вариант, при котором, поскольку это взаимные поставки, предполагалось выплачивать пошлину вместе с казахстанскими компаниями. Казахстану удалось пролоббировать свои интересы, однако он сделает для Роснефти льготный тариф транзита, то есть компания будет платить пошлину, но при этом меньше тратиться на саму прокачку, то экономическая эффективность некоторая будет", - отметил Мельников.
Вероятно, согласиться на этот вариант "Роснефть" побудили уже имеющиеся обязательства перед китайской компанией CNPC, которая в настоящее время получает нефть только по нефтепроводу "Восточная Сибирь – Тихий Океан" – и чьей мощности не хватит для выполнения обязательств. "У "Роснефти" уже есть договорённость с китайскими партнёрами по увеличению экспорта уже с 2014 года и прогрессивно в ближайшие 25 лет. Работы по расширению ВСТО будут вестись, насколько я помню, по самым благоприятным прогнозам, до 2020 года, а увеличивать объёмы нефти нужно уже со следующего. В итоге, у ВСТО пока просто нет нужной пропускной способности, и со стороны Роснефти это даже не диверсификация, а просто единственная возможность как-то увеличить поставки", - пояснил эксперт.
При этом Мельников обратил внимание на то, что расширение ВСТО, которое позволит не пользоваться услугами казахстанской трубопроводной системы, никак не скажется на сотрудничестве России и Казахстана в области нефтяных поставок. "Проблемы поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан с ВСТО не связаны, это разные процессы, и те объёмы нефти, которые сейчас будет получать РК, они тоже точно так же пойдут и в будущем. Заключённое ранее межправсоглашение необходимо для того, чтобы сформировался механизм по поступлениям в бюджет от экспорта российской нефти и возвращения нефти сюда в Россию, так что, в принципе, ничего не поменяется от тех дополнительных объёмов, которые идут в Китай, и Казахстан ничего в этом плане не теряет", - заверил обозреватель "Коммерсанта".