Минсельхоз попросил правительство в новом 2016/17 сельскохозяйственном году, который длится с июля по июнь, отменить экспортную пошлину на пшеницу, - говорится в письме министра сельского хозяйства Александра Ткачева курирующему АПК вице-премьеру Аркадию Дворковичу, пишут "Ведомости".
Такая просьба объясняется тем, что в этом году ведомство прогнозирует урожай на уровне 106 млн т и даже до рекордных 109–110 млн т при благоприятных погодных условиях, тогда как внутреннее потребление составляет 72-74 млн т, - следует из письма Ткачева. Массовое поступление зерна нового урожая привело к снижению цен, констатирует министр: за июнь - июль 2016 г. в европейской части России пшеница 3-го и 4-го классов подешевела на 13% соответственно до 10100 и 9500 руб/т, 5-го класса - на 17% до 8600 руб/т. В итоге цены опустились ниже предельного уровня, при котором государство должно начать проводить закупочные интервенции в зерновой фонд, чтобы не допустить обвала на рынке, - отмечается в документе.
Вместе с тем экспорт снижается. На 20 июля поставки за рубеж упали ниже прошлогоднего уровня на 7,4%, и росту экспорта мешает именно пошлина, - пишет Ткачев. Экспортеры зерна отказались от практики долгосрочных поставок, и такое изменение их стратегии привело к сокращению закупки на внутреннем рынке. Это содействует дальнейшему падению внутренних цен, - продолжает Ткачев.
Из-за избытка зерна в текущем сезоне внутренние цены достигли минимума и продолжают падать. Зерно уже дешевле 8000 руб/т, - говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Государство сможет закупить на интервенциях не более 2 млн т. Это существенно не улучшит ситуацию, а мировые цены тоже низкие – 1 т российской экспортной пшеницы стоит около $163 против $174 месяц назад.
Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" пояснил, что экспортная пошлина вводилась в конце 2014 года из опасения, что из-за высоких цен на мировом рынке все зерно России будет экспортировано и возникнет дефицит на внутреннем рынке. "Мировая цена стала намного больше внутренней: внутренняя была 7,8 тыс руб/т, а мировая была уже 12-13 - значительно выше. На этом фоне и возникла идея, что надо ввести экспортные пошлины, и отобрать, выровнять выгоду от реализации на внутреннем и на внешнем рынках. Например, если на внешнем рынке она составляет 12 тыс рублей, то здесь близкое к этому, или что-то сопоставимое с этим на внутреннем рынке. На внутреннем рынке минимальную интервенционную цену подняли под 9-10 тыс, и примерно 2 тыс составляла пошлина - 15% от мировой цены. Таким образом, производители на внутреннем рынке продавали за 10, но это на самом деле было за минусом пошлины. То есть, получалось, что продаем с одинаковой выгодой на внутреннем и на внешнем рынке", - рассказал эксперт.
"Естественно, с позиции потребителя бытовало соображение, что при недостатке зерна на внутреннем рынке повысилась бы внутренняя цена, соответственно, пострадал бы потребитель. Но тогда сразу было ясно, что позаботились о потребителе, а пострадал производитель: после ввода пошлин он получал 9-10 тыс рублей за тонну, а его конкурент за рубежом - 12 и больше. Ясно, что страдали сельхозпроизводители и была угроза, что это ударит по производству зерна. То есть, оно не будет стимулировать рост или даже приведет к сокращению. Но опыт прошлых периодов и у нас, и в других странах говорил об этом же - что введение экспортной пошлины сразу же снижает темпы роста или приводит к снижению объемов производства зерна. Это все время дискутировалось. В начале 2015 года ввели пошлину, потом от 15% постепенно перешли к гибкой пошлине, которая была существенно меньше. А теперь, видимо, логично, что ее предлагается отменить, но на этом настаивает экспортер зерна, и, конечно, зернопроизводители, сельхозпроизводители", - поведал главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС.
Что касается интересов потребителя, и тогда это было небольшой угрозой: на самом деле, угрозу для потребителя переоценили, - заверил эксперт. "И сейчас тоже самое: даже если на внутреннем рынке цена немного повысится, то потребительские цены на хлеб не должны существенно вырасти, поскольку доля производителей хлеба - это около 10%. То есть, если на 10% стоимость на зерно повысилась, то на хлебе это должно отразиться только в качестве 1% при прочих равных условиях. То есть, влияние это существенно меньше, чем на зернопроизводителей. В то же время важно в принципе и по зерну, и по многим другим видам продукции обеспечить экспорт. Сейчас политика должна быть направлена на экспорт сельхозпродукции, потому что у нас есть благоприятные условия для многих ее видов, которыми мы можем и обеспечивать себя, и продавать на мировом рынке", - заключил Василий Узун.
Академик РАН, член ученого совета РАНХиГС, доктор экономических наук Эльмира Крылатых в беседе с нашим корреспондентом была более осторожна в оценках. "Сейчас, конечно, с ходу не могу сказать, но понятно, что отмена этой пошлины будет содействовать увеличению экспорта. Надо задуматься о другом - а нужно ли нам сейчас такое увеличение экспорта, когда мы не можем быть абсолютно уверены, что урожай будет такой же, как в и этом году. Может быть, занимать все-таки такую сдержанную позицию и считать, что экспорт должен быть на определенном уровне, с элементами, может быть, расширения, но не предпринимать сейчас таких мер, которые не будут на пользу", - предположила она.
"Во всяком случае, эта мера требует очень серьезного обдумывания и разработки некоторых вариантов стратегии вообще нашего экспорта, в том числе и экспорта пшеницы с вариантами сохранения, снижения или отмены экспортных пошлин. Понимаете? Здесь должна быть продуманная позиция, с вариантами, с расчетами. Причем, и на период, если урожай хороший, и наоборот. Нам же нужно иметь хорошие резервы", - подчеркнула Эльмира Крылатых.
"Расширение наших возможностей, поставки пшеницы в другие страны, с которыми мы хотим налаживать отношения - это, конечно, может сыграть важную роль в развитии отрасли, но я не думаю, что все-таки в этом дело. Не это сейчас главная задача: еще надо подумать, как нам приобретать семена, у нас же есть с этим проблемы. Поэтому надо разносторонне к этому подойти, а не просто отменить все. И наука пускай на этот счет выскажется. Специалисты пусть скажут о том, при каких обстоятельствах это будет во благо, а при каких обстоятельствах может быть наоборот", - заключила эксперт.
Напомним, экспортную пошлину на пшеницу правительство ввело в феврале 2015 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, так как из-за резкого падения рубля экспортировать зерно стало намного выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Параметры пошлины несколько раз менялись, с 1 октября 2015 г. она составляет 50% таможенной стоимости партии минус 6500 руб/т, но не менее 10 руб.