Замглавы МИД России Михаил Богданов сообщил сегодня, что российские дипломаты приступили к практической подготовке новой международной конференции по урегулированию сирийского конфликта "Женева-3". Замминистра уточнил, что, как и "Женева-2", новый раунд переговоров между официальным Дамаском и оппозицией будет длиться столько, сколько потребуется.
"Надо понимать, что "Женева-3" - это не разовое мероприятие, это тоже переговорный процесс, требующий политической воли, выдержки и времени. Нам представляется, что проведение такой конференции заслуживает поддержки, и мы начали практическую работу по подготовке к "Женеве-3", - приводит его слова РИА Новости.
Богданов отметил, что платформой для "Женевы-3" станут результаты встреч сирийской оппозиции в Москве и Каире, и рассказал о продвижении диалога. "Были две продуктивные и содержательные встречи в Каире, контакты в Брюсселе, Астане. Сейчас возникла идея объединить эти диалоговые процессы, найти место и время, чтобы участники упомянутых встреч могли бы встретиться вместе", - поведал дипломат.
"Главная задача - постараться консолидировать все влиятельные силы оппозиции на конструктивной платформе, которая в полной мере отражала бы мнение широких кругов оппозиции и одновременно отвечала главной цели - выполнению Женевского коммюнике. Такая платформа должна явиться общим подходом оппозиции на будущих переговорах с правительством САР в рамках "Женевы-3", - заключил Михаил Богданов.
Заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Бакланов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что на "Женеве-3" речь пойдет о том, чтобы "возобновить попытки сблизить позиции и перевести развитие событий с возвращения к силовому сценарию в политико-дипломатический формат. "Это главное. Никакого улучшения ситуации со времени "Женевы-2" не произошло, произошло другое: нынешняя очень взрывоопасная ситуация обуславливает необходимость предприятия новой попытки, чем, собственно говоря, мы и намереваемся заняться в ближайшее время", - сказал он, добавив, что процесс организации конференции будет долгим.
По словам эксперта, Дамаск и оппозиционеры будут искать общий язык на "Женеве-3". "Пока новых точек соприкосновения, в частности, по фигуре президента Асада, нет. Это как раз и послужит предметом переговоров, так как те контакты, которые проводились, пока к новой платформе не привели. Фактор ИГ может быть объединяющим, но он не ключевой, так как стороны больше всего интересует поиск ответа на вопрос, каковы должны быть структуры переходного периода, если они будут существовать, и на какой основе может быть компромисс между оппозиционными объединениями и нынешним руководством. ИГ раздражает и Дамаск, и большую часть оппозиции, но главная тема - власть в самой Сирии, и по ней предстоит очень большая работа", - ожидает Андрей Бакланов.
"Я без лишней скромности за российскую сторону хотел бы сказать, что, учитывая наш экспертный потенциал, опыт работы по ближневосточному направлению, наличие устоявшихся связей и с сирийским режимом, и с региональными государствами, заинтересованными в решении этой проблемы, у нас уникальная позиция. Я считаю, что если кому-то и выводить урегулирование на дорогу практических решений, то это должна быть Москва", - добавил дипломат.
Президента Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, в свою очередь, пессимистически отозвался о перспективах "Женевы-3". "Никаких возможностей урегулирования здесь нет, за исключением разгрома войск Асада и ликвидации Асада. Саудовцы, катарцы, турки, американцы повторяют это настолько назойливо, что понятно: на самом деле урегулирование им не нужно. Более того, когда мы смотрим, например, на механизмы распределения гуманитарной помощи, на ум не идет ничего, кроме характеристики подлости, спекуляции, воровства и абсолютного забвения стыда и совести, когда вы смотрите на материалы, которые предоставляют российские дипломаты, по-настоящему воюющие в ООН, в международных структурах, чтобы "гуманитарка" не пошла боевикам, не ушла через бандитов и террористов на черный рынок и вообще поступала людям, которым она должна поступать", - напомнил востоковед.
"При этом люди, которые в поле, вполне умеют договариваться с Асадом. Отмечены многочисленные случаи перехода на сторону сирийской армии боевиков, оставшихся недобитыми светских группировок, которые поняли, что Сирия будет просто уничтожена "Исламским государством". Известны даже случаи временного перемирия по каким-либо гуманитарным нуждам между армией и исламистскими подразделениями. То, что российские дипломаты перехватили инициативу по сирийскому урегулированию, а ведь они ее перехватили в свое время по химическому разоружению, и пытаются как-то говорить с оппозиционерами, - это вещь абсолютно разумная и нормальная. Дипломатическая работа в том и состоит, чтобы говорить со всеми, вдруг чего-нибудь получится", - заметил Сатановский.
Тем не менее, ожидает эксперт, "Женева-3" не закончится урегулированием конфликта. "В таких конференциях не принимают и не могут принимать участие сирийская "Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра", представители "Исламского государства". Туда приезжают люди, с которыми можно сесть за стол, но не те, с кем ведутся непосредственные боевые действия. Практические итоги переговоров - это прекращение войны, но "Женева-3" к этому не имеет никакого отношения. Конференция, которая имеет отношение к чему-то серьезному, проводится после победы или перед победой, как Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция. "Женева-3" в этот ряд точно не войдет", - уверен Евгений Сатановский.
Государственный советник второго класса, эксперт Научного совета при Совете Безопасности РФ Станислав Иванов обратил внимание, что со времени "Женевы-2" Сирия, фактически, распалась на пять анклавов. "Помимо правительственных войск, это Свободная сирийская армия, "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" и курды. Есть еще и более мелкие радикальные исламистские группировки, которые контролируют отдельные территории. За этот период, пожалуй, наиболее важным событием явилось подписание соглашения между Ираном "шестеркой посредников", и Иран получит большую возможность участвовать в сирийском кризисе и поддерживать Башара Асада. Еще Турция собирается в приграничных районах организовать буферную зону, причем не столько против "Исламского государства", сколько против курдских повстанцев – это тоже второе событие. Что касается "Женевы-3", то мое личное мнение – это малоэффективный форум, поскольку те стороны, что воюют, в нем не участвуют", - согласился он с Сатановским.
"Те эмигрантские оппозиционные круги, которые собираются на "Женевах", в основном, занимаются пустыми разговорами, так что результатов ожидать не приходится. Все ждут, что Башар Асад заявит о своей отставке, и тогда это откроет дверь для мирного урегулирования –но он не собирается заявлять об этом, в то время как и США, и Европа, и Турция, и Саудовская Аравия, и Иордания считают Башара Асада нелегитимным президентом и ставят такое условие: любое мирное урегулирование начинается с ухода Асада в отставку. Поэтому узелок там только завязывается. Между тем с усилением позиции Ирана, ливанской "Хезболлы" появляется больше возможности защищать тот кусочек, который контролирует Башар Асад. Судя по всему, такой вариант маленького, законсервированного Сомали останется, и "Женева-3", она мало что даст", - прогнозирует Станислав Иванов.