Минская группа ОБСЕ должна отреагировать на незаконное расселение курдов-езидов в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана – с таким призывом к международным посредникам в урегулировании нагорно-карабахского конфликта обратился МИД Азербайджана, пояснив, что подобные действия препятствуют мирному урегулированию и противоречат четвертой Женевской конвенции.
В беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" эксперты-правоведы и политологи пояснили, что действия Армении по заселению оккупированных территорий Азербайджана кем бы то ни было, включая беженцев курдов-езидов, противоречат международному праву, а также объяснили причины, по которым предполагается расселять их именно в Нагорном Карабахе, а не на землях самой Армении.
Так, директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений РАНХиГС Дмитрий Матвеев констатировал, что международное право в данном случае регулирует ситуацию однозначно: действия Армении незаконны. "Поскольку Нагорный Карабах и прилегающие семь оккупированных районов признаны мировым сообществом территорией Азербайджана, то есть другого по отношению к Армении государства, она не имеет права осуществлять там какую бы то ни было деятельность, в том числе, разумеется, и расселять беженцев", - пояснил Дмитрий Матвеев.
В свою очередь, заместитель гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ Александр Караваев выразил сожаление тем, что у международного сообщества есть правовая база, но нет конкретных механизмов запрета расселения людей на оккупированных территориях. "Если бы, например, был создан какой-либо фонд, который аккумулировал бы средства внешних доноров для решения проблем беженцев откуда-либо на территории Южного Кавказа, в его рамках были бы выработаны критерии выделения денег на помощь в расселении этих беженцев, где учитывались бы все нормы международного права. Тогда возможности для финансирования переселения тех же курдов-езидов в Карабах не было бы. То есть проблема в том, что этому процессу международное сообщество не пытается организовать внешних ограничений, а это, между прочим, негативным образом ударяет по структуре нагорно-карабахского конфликта", - сказал Караваев.
Он также объяснил выбор Нагорного Карабаха как территории расселения его незаселенностью. "Эти земли пустуют. Азербайджанское население было с них изгнано, армянское – не в состоянии их заселить. Армения может лишь контролировать оккупированные территории при помощи вооруженных сил, но вести там хозяйственную деятельность в полном объеме не способна. С позиций полноценного урегулирования конфликта, если в Нагорном Карабахе не удается организовать полноценную хозяйственно-экономическую жизнь, это дает больше переговорных преимуществ Азербайджану, ведь он предлагает различные мирные планы по восстановлению экономики Карабаха и возвращению беженцев. Поэтому Армения готова заселить оккупированные территории кем угодно", - заключил эксперт.
Отметим, что население Карабаха катастрофически уменьшается из года в год: оттуда уезжает молодежь, многие покидают эти земли, понимая бесперспективность существования оккупационного режима. Значительному сокращению числа жителей и отсутствию возможностей дальнейшего развития способствует и позиция официального Еревана, намеренно затягивающего переговорный процесс по урегулированию конфликта.