Более тысячи граждан России в настоящее время воюют в Ираке и Сирии в рядах террористической организации "Исламское государство", заявил в своем интервью газете "Коммерсантъ" секретарь Совбеза РФ Александр Патрушев.
"Я думаю, что больше тысячи. Там тысячи людей и из других государств. Это и Россия, и Центральная Азия, и Западная Европа, и США", - сказал он.
Секретарь Совбеза отметил, что в последнее время, "участились случаи пополнения рядов террористов гражданами России и среднеазиатских республик". "Многие из них сегодня участвуют в боевых действиях на территории Сирии. Но наибольшую опасность они будут представлять по возвращении на родину", - подчеркнул Патрушев.
О том, насколько остра эта проблема, свидетельствует недавний резонансный случай со студенткой МГУ Варварой Карауловой, задержанной на границе Турции и Сирии при попытке присоединиться к боевикам ИГ.
"Вестник Кавказа" узнал у российских экспертов, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы обуздать угрозу пропаганды экстремизма представителями этой террористической группировки в нашей стране.
Ведущий научный сотрудник ИВ РАН Борис Долгов отметил, что на сегодняшний день ИГ, к сожалению является угрозой не только для Ближнего Востока, "но и для России, в частности Кавказа и Юга России". "Мы неоднократно слышали заявления руководителей и идеологов "Исламского государства", которые прямо говорили о том, что их целью является так называемое освобождение Чечни и создание "Исламского государства" на территории российского Северного Кавказа. И эта угроза действительно существует, поскольку, как нам известно, в рядах Исламского государства воюет сейчас, по последним данным, от 2,5 до 5 тыс выходцев из России. И возможность их возвращения в Россию какими-то нелегальными путями - это она из угроз", - считает он.
Не меньшую обеспокоенность вызывает и тот факт, что группы радикальных исламистов, которые действуют на территории России могут вдохновляться идеей "Исламского государства".
Другой стороной данной проблемы, по мнению эксперта, является тот факт, что "фундаменталистское видение ислама и концепция джихада имеют хождение среди части российского мусульманского сообщества". "И эта угроза также присутствует, поскольку не секрет, что вот эта идея создания справедливого государства на основах шариата, Корана привлекает внимание. Под влиянием именно этой идеологии часть россиян вступает в "Исламское государство"", - добавил Долгов.
"И здесь, конечно, необходимы меры, которые должны как-то противодействовать распространению этой идеологии. Прежде всего должны сказать свое слово мусульманские деятели. Они должны разъяснять мусульманам, что такое "Исламское государство", что это не ислам, что отрезание голов, казнь публичная невиновных людей только за то, что они принадлежат другим конфессиям - это абсолютно противоречит исламу, Корану, что это только маска, маска про ислам, которую надевают на себя экстремисты и террористические группировки, и прежде всего "Исламское государство", - считает он.
"Вот такие меры, которые, на мой взгляд, необходимо предпринимать с целью противостояния этой угрозе, которая реальна для всей России и для регионов Кавказа и Юга в частности"", - резюмировал Борис Долгов.
В свою очередь директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин предположил, что подверженность некоторых россиян подобной пропаганде экстремизма во многом обусловлена тем, что "стратегическая линия, которая была заложена в воспитательный процесс в советское время, была приостановлена, изменена в пользу других ценностей". "Сегодня есть понимание, что так называемые общечеловеческие ценности не оправдывают тех ожиданий, которые были у населения. В частности, по крайней мере, страдает чувство патриотизма. Сейчас идет возврат к патриотизму. При этом это чувство абстрактное по-прежнему. То есть любить Родину можно, но при этом нужно понимать, что стоит за этим конкретно, какого рода императивы", - сказал он.
"В итоге, в мире сегодня складывается ситуация, при которой есть вполне конкретные ценности, которые выражаются такими терминами, как свобода, демократия, права человека и так далее. То, что Запад называет своими, европейскими, западными или евро-американскими ценностями. Когда стоит вопрос о том, какие ценности культивируются на постсоветском пространстве, тут возникает масса вопросов. При этом зачастую забывается справедливость, которая была в советское время одним из основных паттернов, императивов. Поскольку у населения достаточно большая тяга именно к этому чувству справедливости, а они его не могут найти на Западе, они ищут его в каких-то других точках мира, например, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, там, где радикальный исламизм поднимает эту ценность на своем знамени", - считает эксперт
"Эта потребность в справедливости проявляется, когда молодые люди видят это на Востоке и едут туда. Потом они оказываются обманутыми, но тем не менее такой тренд существует. Поэтому проблема заключается именно в этом, что нужно отчетливо понимать, какого человека общество хочет видеть, в чем конкретно должен заключаться патриотизм, что такое национальные интересы. Эти ценности должны быть сформулированы как приоритетные для нашего государства, для нашей цивилизации, евроазийской. Они должны красной нитью проходить через весь процесс воспитания. Чего, к сожалению, сейчас нет. Слишком увлеклись плюрализмом, свободой мнений и тому подобным. Получается, что при всей этой свободе молодому человеку не за что зацепиться", - посетовал Лепехин.
По его мнению, "государство должно проводить какую-то линию и говорить: "Нам с точки зрения выживания российской цивилизации важен набор вот таких приоритетов"". "В частности, например, справедливость, суверенность, созидательность нашей экономики, нашего образа жизни, солидарность, имеется в виду взаимодействие конструктивное общества и государства и так далее. То есть набор ценностей более или менее понятен, но, к сожалению, в воспитательном процессе четко не сформулирован и не воплощен в конкретных образовательных программах", - сказал эксперт.
"Я вообще рассматриваю любую религиозную культуру как элемент национальной или цивилизационной культуры. Россия является средоточием группы культур, конфессиональных, национальных, она является единством многообразия. Поэтому когда происходит популяризация православной культуры, исламской, то есть традиционных религий, это вполне нормально и естественно. Другое дело, что какие-то нетрадиционные идеи, с моей точки зрения, могут играть разрушительную роль", - заключил Владимир Лепехин.