"Майдан" как второе имя революции, нацеленной на европеизацию, разгосударствление и либерализацию, присущ, в основном, странам и народам постсоветского пространства, и то не всем - Южный Кавказ, для которого существуют куда более актуальные угрозы, выбивается из списка кандидатов на "майданизацию". Такова ключевая мысль завкафедрой высшего журналистского мастерства МГЛУ Алана Касаева, отреагировавшего на опубликованную накануне на "Вестнике Кавказа" статью "Будут ли "майданы" на Южном Кавказе?".
"Скажем, Грузия - как страна с преобладанием транзитного характера экономики и хозяйственного уклада в целом - может быть охарактеризована и как имеющая транзитные предпочтения в социально-политическом устройстве. Отсюда присущие грузинской политической природе быстрые смены политических приоритетов: от вроде бы гиперлиберального саакашвилиевского уклада к протекционистскому порядку времен Иванишвили народ перешел всего за неполный год. Ранее, как мы помним, была всеобщая "гамсахурдизация" и стремительная, противоположная ей "шеварднадзеизация"; столь же мгновенно воспылали грузины и любовью к Саакашвили", - напоминает эксперт.
По его словам, эти процессы, носящие тотальный, судя по электоральным показателям, характер, делают так называемый "грузинский маятник" неизбежным. "Приметами "грузинского маятника" можно назвать уличные акции, хотя по сравнению с киевским майданом смены власти в Тбилиси в последние годы происходили бескровно. Тем не менее, в начале 1990-х гражданские войны и перевороты стоили стране десятков тысяч жертв. "Майданом" в Грузии сегодня и не пахнет, но в будущем стоит ожидать прихода нового националистического режима либерального толка - его породит невнятная экономическая политика нынешних властей. Недаром их духовный отец Бидзина Григорьевич, предвидя подобный исход, отошел от публичной власти, отомстив своему личному противнику Саакашвили", - заметил Алан Касаев.
Что касается Азербайджана, то этой стране, подчеркнул эксперт, куда более следует опасаться внешних факторов, "излишней заботы о своем будущем с севера и излишней политико-идеологической открытости и торговой экспансии с юга", чем "майданов". "Оппозиция не улавливает никаких иных народных чаяний, кроме требования всеобщей справедливости; одновременно оппозиционные лидеры, как правило, имеют и собственное легко обнаруживаемое коррупционное прошлое и даже настоящее. Что же касается "второго закона Майдана", а именно необходимости европейского выбора, то в азербайджанском народе этот вопрос актуален в значительно меньшей, чем на Украине, степени. Он замещается требованиями устранения карабахской несправедливости, и здесь позиции власти сильнее позиций ее противников", - уверен он.
Острая необходимость экономического выживания в Армении, по мнению Касаева, является традиционной проблемой не только государства, но и каждого армянина лично. "Выживать каждый армянин обязан в любом случае, а требования к властям обеспечить тепло, свет и приличные дороги любой режим в Ереване последние двадцать лет остроумно перекладывает на плечи ближних и дальних соседей и родственников. Госсектор в экономике Армении не имеет тенденций к расширению; коррупция, благодаря быстрому проведению в начале 90-х либеральных реформ, не "зашкаливает". "Майдан" Армении, как ни странно, грозит даже меньше чем соседям, но есть куда более серьезная угроза: приученные историей и обстоятельствами выживать в одиночку, армяне могут окончательно перенести этот процесс в страны с более приспособленной инфраструктурой, и Армения попросту опустеет", - обратил внимание эксперт.
"Вообще слово "майдан" как рынок, рыночная (центральная) площадь пришло в украинский язык с Востока из тюркского языка. Расширение термина в обратном направлении маловероятно", - добавил Алан Касаев.