Вестник Кавказа

Год ушедший и год наступивший - Раджаб Сафаров

В наступившем году ИАА "Вестник Кавказа" подводит итоги года минувшего и составляет прогнозы на 2012-ый.

По мнению директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова год 2011, был в целом благополучным для геополитических процессов, происходящих на пространстве Большого Кавказа.

"Здесь наметились очень интересные тенденции. Мы могли наблюдать как сближение Турции и Ирана, достаточно редкое по качеству и глубине, а позже ослабление этих контактов и даже их ухудшение. Что касается Кавказа в постсоветском измерении, то здесь прошедший 2011 год не стал временем особых политических перетрясок. В странах не проходили парламентские или президентские выборы, не было катаклизмов, не имели место серьезные конфликты. Есть факт продолжения переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Хотя сложно назвать это полноценным переговорным процессом. Вялотекущий эпизодический диалог, по крайней мере, говорит о намерении сторон обозначить пути урегулирования конфликта", - отметил эксперт.

Что касается ожиданий на год 2012, то мнению Раджаба Сафарова, многое зависит от событий, которые происходят в соседних с нами странах. "Если Соединенные Штаты и Израиль реализуют свой коварный план по втягиванию Ирана в прямой открытый конфликт, то, на мой взгляд, будут задеты интересы всех стран Большого Кавказа, но и многих других стран мира. Это будет не маленький региональный конфликт, а широкое резонансное событие. Здесь я не исключаю, что Грузия может каким-то образом содействовать авантюре Запада. Если все произойдет по этому сценарию, то удар по Грузии будет неминуем.

Любой конфликт вызовет волну миграционных процессов, которые неминуемо затронут и повлияют на общество и стабильность на пространстве Большого Кавказа. Совершенно очевидно, что резкая реакция на события будет от России. Произойдет усиление границ, блокирование разных процессов, которые в военное время станут невозможны. Мы находимся в преддверие возможных серьезных катаклизмов, которые затронут интересы очень многих государств и в первую очередь на Кавказе", - считает директор Центра изучения современного Ирана.

Для самого Ирана год 2012, по словам эксперта, может стать переломным во внешней политике страны. "Или мировое сообщество смирится с тем, что Иран будет развивать мирную ядерную программу, и больше не будет придираться к стране по каждому "чиху" или развяжется война. Причем война будет носить характер не масштабного наземного вторжения, как в Афганистане или Ираке. Это будут трусливые ракетно-бомбовые удары издалека, а сами агрессоры будут находиться в зоне недосягаемости. Расчет будет сделан на уничтожение инфраструктуры Ирана с тем, что иранский народ проявит недовольство своим руководством, которое довело дело до конфликта и сподвигнет протестный электорат к протестным действиям. Если будет выбрана такая тактика, то конфликт приобретет болезненную и вялотекущую форму. Эта тема надолго станет темой номер один в мире.

Для внутренней политики Ирана ожидается очень существенное событие - выборы парламента страны 2 марта 2012 года. Парламент Ирана однопалатный, и, я полагаю, что голос реформаторов в новом составе значительно усилится. Это создаст дополнительные проблемы для исполнительной власти. Но я не считаю, что предполагаемые проблемы в связи с избранием нового состава иранского парламента окажут влияние на положение президента Махмуда Ахмадинеджада - быть ему и дальше у руля власти или покинуть пост. Всё это будет решаться в рамках существующей системы, и сам президент также будет перестраиваться. Я не думаю, что за два года до конца полномочий, кто-то будет увольнять Ахмадинеджада, тем более особых претензий по качеству его работы нет. Существуют лишь политические претензии, и есть вмешательство извне, которое раздувает разногласия и делают из мухи слона. Разногласия есть, но они остаются исключительно в рамках политической системы, и есть нормальное состояние любого живого нормального общества. Это также говорит о том, что политики в Иране достаточно самостоятельны, и на их дела влияют из воззрения и готовность работать на общество.
В этой плоскости я не вижу каких-либо резких движений, перетрясок и волнений в иранском обществе.

При любых раскладах Иран готов продолжать свой курс на развитие мирной ядерной программы. И в Тегеране прекрасно понимают, что эта программа лишь повод для стран Запада и США придраться к этой стране. Даже если бы Иран не занимался никакими подобными исследованиями, то претензии все равно бы имелись не в меньшей степени, чем сейчас. Ведь главная задача, которую ставит Запад в отношении Ирана - изменение политической системы страны. В Иране же существует иммунитет на такие действия, и страна активно готовится к эффективному ответу линии Запада. Но остается надежда на то, что западные страны откажутся от авантюры и не втянут Иран в открытый конфликт. Избранная тактика игры на нервах на грани фола с тем, чтобы иранцы не выдержали давления и поддались на провокации или уступили от своего курса. Но зная Иран и изучая действия высшего руководства страны, могу сказать, что ожидать уступок в 2012 году не придется", - резюмировал Раджаб Сафаров.
22050 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября