Беседа с общественным деятелем и бизнесменом Алием Тоторкуловым.
- Сегодня у нас в гостях общественный деятель, бизнесмен, меценат, глава президиума Российского конгресса народов Кавказа, президент Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», член президиума Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Алий Тоторкулов. Добрый день, Алий!
- Здравствуйте!
- Предлагаю начать разговор с темы «Эльбрусоида». Каковы задачи этого фонда? Как он возник?
- В самом названии видны цели и задачи. Это фонд содействия карачаево-балкарской молодежи. Фонд оказывает ей содействие в образовании, продвижении, воспитании. А возник он 11 лет назад в Москве. В принципе, создавался для московской молодежи, которая живет, обучается, работает здесь. Молодежь хотела что-то свое, как раз появлялись интернет-сайты, у нее было желание собраться. И из такой идеи потихоньку вырос фонд, который из Москвы добрался до Кавказа. Открыли филиалы в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. В марте этого года открыли филиал в Ставрополе.
У нас есть «Эльбрусоид на Неве», он не является нашим филиалом, но тоже дружеская организация, которая работает в Петербурге. Собирается молодежь. Мы стараемся поддерживать творческую, научную молодежь. Стараемся ориентировать ее в правильном направлении, в направлении интеграции. И, естественно, карачаево-балкарская молодежь здесь знакомится между собой. В общем-то, для этого и создан фонд. И он уже 11 лет, слава Богу, работает.
- Воспитательные и ознакомительные цели преследует?
- Наша работа держится, как я говорю, на трех китах – нравственность, образование и патриотизм. Мы хотим, чтобы наша молодежь была нравственно воспитана, высокообразованна и, естественно, была патриотически настроена.
- Я хорошо помню тяжелые межнациональные процессы в 1990-х на Северном Кавказе, в частности в Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии. Тогда любое, даже общественное, карачаево-балкарское объединение некоторыми политиками, журналистами, экспертами расценивалось чуть ли не как проявление сепаратизма, национализма, попытка раскола двух республик. И довольно-таки болезненно к таким объединениям местные власти относились. Сегодня вам не доводится слышать обвинения, что вы хотите обратно перетасовать две республики?
- Я не думаю, что это от большого ума. Я ничего криминального не вижу, если карачаевцы и балкарцы хотят создать общую республику. У нас, допустим, карачаевцы, балкарцы, осетины создали общественную организацию «Алан».
- Это в Карачаевске произошло?
- Нет, это давно существующая, старая организация «Алан», которая есть в Осетии, в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. Это же не говорит о том, что мы это все эти территории собрались объединять. Естественное желание народа – жить в одной республике. Другое дело, что мы, слава Богу, живем не в разных странах, а в соседних республиках. И просто географически между нами Эльбрус, и для того, чтобы быть в одной республике, надо между собой общаться через Ставропольский край и Кабарду. Мы вообще хотим, чтобы у нас было одно информационное и культурное пространство. А так как мы живем в одной стране, нет жесткой необходимости создавать свою республику.
- То есть сегодня, в принципе, этот вопрос отошел на задний план, да?
- Я, честно говоря, и раньше не особо обращал на это внимания. Потому что понимаю, реально это невозможно, трудно сделать. Но и стремления такого нет. Хотя желание жить в одной республике понятно. К примеру, осетины – Южная Осетия и Северная Осетия хотят быть одной республикой, вместе.
- Карачаево-Черкесии, к счастью, удалось избежать внутренних межнациональных распрей, даже когда соседние территории были охвачены конфликтами. Можно ли говорить, что в республике есть опыт межнационального согласия?
- Небольшое недопонимание бывает даже в одной семье, не говоря уже о разных народах. Но Карачаево-Черкесию, слава Богу, не коснулись такие негативные процессы, о которых мы слышим на Кавказе – где-то стреляют, где-то убивают. Село, в котором я вырос, называется Новый Карачай. А вокруг нашего села, через реку Кубань – осетинское село Коста Хетагурово, дальше – русский поселок, дальше – поселок Орджоникидзевский, потом – черкесское село Хумара. И мы всегда так жили. Есть, безусловно, чисто карачаевские районы, есть чисто черкесские районы, и казачьи станицы. Еще хочу сказать, что для национального мира и согласия у нас в последние десятилетия создали два этнических района – Абазинский и Ногайский район в местах компактного проживания этих этносов. И если не говорить о каких-то крайностях, о каких-то националистах, в основном все народы Карачаево-Черкесии, а там помимо абазин, ногайцев, карачаевцев, черкесов, русских, есть осетины и греки, проживают без проблем.
- Еще вашу родину, территорию, где находятся эти села, объединяет очень красивая природа. Ущелья, снежные скалы. Это тоже, наверное, настраивает людей на жизнь в согласии.
- Природой мы гордимся. И всем мы с удовольствием рассказываем, какой у нас чудесный край.
Полная версия беседы – в разделе «Видео»