Глава Ингушетии оказался первым руководителем северокавказского региона, пришедшим в редакцию "Вестника Кавказа". Есть у нас договоренности о беседах и с другими главами. Евкуров открыл этот список гостей-руководителей, лишний раз подтвердив репутацию наиболее общительного политика в столь сложном кавказском регионе. Возможно, открытость Евкурова лежит в основе многих положительных изменений в самой Ингушетии. До сих пор всем жителям республики известен номер его мобильного телефона, по которому можно нажаловаться на нерадивого чиновника или просто спросить совета. Фермеры, согласно разработанной республиканской программе, будут иметь гарантированный доступ к руководству Ингушетии для решения возникающих проблем. На Кавказе ценят деловых и доступных начальников, а не коррумпированных и закрытых. Отсюда и уважительное отношение к ингушскому главе в соседней Северной Осетии, несмотря на всю сложность межэтнических противоречий, доставшихся осетинам и ингушам от прошлых радикалов, сумевших тогда столкнуть два народа.Намерение нынешнего главы Ингушетии быстрее нормализовать как внутреннеюситуацию, так и обстановку вокруг республики, имеет много шансов на успех, поскольку, судя по всему, Евкурову удалось сформировать команду единомышленников. Факты доказывают, что он знает, как решать сложные задачи самого разного характера.
Продолжение.
- Ребята, которые учатся за пределами республики, потом возвращаются?
- Большинство возвращаются в республику. Хотя я настроен на то, чтобы ребята оставались работать за пределами республики, чтобы больше, лучше накопить опыт. Я обращался в свое время к губернаторам, чтобы из выпускников вузов 3-5 человек брали на работу или в администрацию, или в муниципальное образование, чтобы они там накопили опыт. Многие губернаторы пошли навстречу. Ребята уже получили теоретические знания, закрепили практикой, а возвратившись в республику, принесут сюда что-то новое. У них была бы возможность сравнивать. Благодаря этому в прошлом году устроили на работу в регионах более 120 молодых специалистов-выпускников. Это большой потенциал.
Кроме того, несколько человек, которые имеют деньги, пошли навстречу, и уже три года за пределами страны обучается более 20 ребят, которые поступили в европейские вузы. Конечно, их должно быть больше. Я думаю, пойдут навстречу и другие мои земляки, у которых деньги есть. Хорошо, если бы мы в год мы отправляли хотя бы по 50 молодых юношей и девушек, которые бы нарабатывали опыт. Европейское образование тоже нужно. Изучать экономику субъектов России – этого мало. Надо использовать и мировой опыт, тем более что в страну приходят иностранные инвесторы. Мировую экономику и юриспруденцию надо изучать. В этом плане мы работает, но пока мало ресурсов, чтобы дать возможность максимально всем обучаться за пределами страны.
- Удельный вес сельского населения в республике 57,5%, если не ошибаюсь. Это очень высокий показатель для России. Аграрная сфера занимает довольно высокую долю в структуре республики. А развито ли фермерство? Власти помогают фермерам?
- Мы делали на это упор и до введения санкций. Каждый фермер, крестьянско-фермерские хозяйства, семейные фермы, которые занимаются различными направлениями агропромышленного комплекса, сегодня работают на импортозамещение, как в масштабах экспорта или импорта субъекта, так и в масштабах хотя бы обеспечения самого субъекта своей продукцией - мясо, молоко, сыры.
- Зачем нам итальянские сыры, если есть ингушские?
- Нет, итальянские тоже неплохие, но ингушские лучше, кавказские лучше. Мы сейчас в агропромышленном комплексе выстраиваем "пять китов". Первый –садоводство. Используем итальянские технологии по интенсивным садам. Уже в этом году первый урожай пошел. В следующем году мы можем уже процентов на 60 сможем обеспечить яблоками Республику Ингушетия, а потом выйдем за пределы Северного Кавказа. У нас экологически чистый регион, где самые экологически чистые яблоки, персики. Мы посадили порядка трех видов черешни, сливы.
Второе направление - овощное. Это тепличные комплексы. Это чеснок, лук, помидоры, огурцы, картошка. У нас сейчас только три частника на 100% республику обеспечивают картошкой. Благодаря им, цена на нее не растет. У нас довольно хорошо растет кукуруза, зерновые культуры. Хотим делать сейчас упор на кукурузу. Недавно с китайцами проговаривали вопросы, как нам реализовывать продукцию, не только кукурузу.
Меньше делаем упор на пшеницу, на рожь, если они не востребованы у нас на розничных направлениях для тех, кто держит крупный рогатый скот.
Следующее направление – мясное. Поддержка частных содержателей крестьянско-фермерских хозяйств, крупного и мелкого рогатого скота, строительство мясомолочного комплекса. У нас есть порядка 20 крупных производителей, держателей крупного и мелкого рогатого скота. Мы хотим особый упор делать для них, чтобы развить это направление и уже целенаправленно давать госзаказы им, чтобы у них голова не болела, куда сдавать шерсть, куда сдавать шкуру, куда сдавать мясо.
- В горной части, видимо?
- В равнинной части тоже. Те, кто держит 50 и больше голов скота тоже получат поддержку. Мы надеемся, что довольно серьезно поднимем уровень обеспечения мясом республики, и будем его вывозить за ее пределы.
Еще одно направление – молочка. Мы здесь тоже используем как и госучреждения, так и мясомолочный комплекс. Надо использовать советский опыт, когда шел сбор излишек молока у населения, чтобы стимул был у людей содержать скотину в населенных пунктах.
Мы разработали программы по каждому направлению. Будем в ближайшее время их утверждать. И каждый человек, который играет на этом поле, будет высвечен, мы будем лично с ними общаться. То есть они получат стимул к прямому общению с главой субъекта, если у них есть какие-то проблемы с законом, с людьми или с теми, кто им должен помогать, они будут иметь возможность раз в месяц встречаться. Я и другие чиновники будем поддерживать их проекты, в том числе показывать в СМИ.