На минувшей неделе исполнился год с того момента, как Россия стала членом ВТО. Переговоры о вступлении шли 18 лет и сопровождались острыми дискуссиями внутри российского бизнес-сообщества. Дискуссии продолжаются по сей день. Одни считают вступление в ВТО благом для России, другие «позорным деянием», потому что, по словам экономиста Михаила Делягина «произошло в колониальных условиях, в которых российская экономика не может существовать».
«За 10 лет до фактической даты присоединения была проведена огромная работа по изменения нормативно-законодательной базы, - говорит участник переговоров по присоединению России к ВТО Роман Губенко. - Вся та база, на которой мы работаем, была изменена законодательно именно в преддверии нашего присоединения к ВТО. Поэтому эффект от этого был получен для каждой отрасли заблаговременно, задолго до нашего фактического присоединения».
Член Общественного совета при министерстве сельского хозяйства РФ Андрей Диниленко также считает, что проблема не в ВТО: «ВТО – система жесткой конкурентной борьбы, при которой все стороны договариваются о правилах игры, где существуют и силовые приемы, и жесткие санкции. Мы вступили в организацию, где договорились, что будем соревноваться на соответствующих условиях отрасли. Мы провели сравнительный анализ уровня поддержки Республики Беларусь, Евросоюза, США по молоку. Мы просто имеем по определению совершенно другие уровни государственной поддержки, что делает нас неконкурентоспособными. Что в результате происходит? Дальше перерабатывающее предприятие, видя ситуацию, что импортное сухое молоко становится дешевле, начинает переходить на другие компоненты. Поэтому и масло в результате вступления в ВТО стало дешевле. Со всех сторон производитель молока получает сигнал: «Вы нам не нужны». Мы на сегодняшний день имеем рекордное падение объемов производств сырого молока в РФ. По нашим оценкам, более чем на 10% по сравнению с прошлым годом мы упали по объемам производства качественного товарного молока. И скорее всего, потеряем около миллиона тонн молока. Соответственно, сельхозтоварпроизводитель не дополучит 15 млрд рублей. Это дополнительный объем доходов для перерабатывающих предприятий 30 млрд рублей в готовой продукции. Соответственно, все это приводит к чему? Импортеры, видя, что у нас такая ситуация, начинают поднимать цены на импортную продукцию. В результате мы впервые уже летом имеем рост цен на готовую продукцию. Обычно летом на молоко падает цена.
В результате по нашим контрольным закупкам, которые мы проводим регулярно, объем фальсификата на полках устойчиво растет из-за использования заменителей. Фальсификат делается уже не из заменителя молочного жира, не из сложных растительных жиров, а из технического, сырого пальмового масла. Это продукт, из которого надо свечки делать, хозяйственное мыло, но никак не молочную продукцию».
«ВТО это не картина маслом, это мультфильм, и мы сейчас еще только на первом кадре, - образно выражается вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. - Мы увидим реальные последствия через несколько лет, когда к этому адаптируются страны поставщики, импортеры, наши производители и торговля. Основным плюсом ВТО для сельского хозяйства является то, что государство будет вынуждено изменить механизмы и систему поддержки. Если посмотреть данные Организации экономического сотрудничества и развития, там все считается по единой методологии. Вообще-то поддержка цены сельхозпродукции в нашей стране практически такая же как в ЕС и выше, чем в США. Поддержка цены. Но там все переложено в «зеленую корзину». В США это десятки миллиардов, которые идут на программу продовольственной помощи, внутренней и зарубежной. А это рынок сбыта. В Европе это проектарные выплаты, которые с нашими лучше не сравнивать, потому что цифры будут фантастические. Вопрос в том, что мы должны это движение делать более интенсивным».
По мнению Корбута, «с точки зрения зерновой группы от вступления в ВТО ничего не изменилось. Как были ограничения со стороны ряда стран, так они и остаются. По остальным позициям мы конкурентоспособны. Сложные позиции по рису. Там таможенные пошлины снижены со 120 до 45 евро. Но 45 евро - это таможенная пошлина для развивающихся стран, которые определяет Всемирный банк, устанавливает определенные преференции. Есть страны, где вообще мы должны их снизить до 0. В этом отношении мы вышли с предложением, чтобы отменить преференциальный режим для всех стран по рису. Мы самообеспеченны рисом, импортируем только длиннозерный рис. Мы являемся уже достаточно крупным экспортером риса… Ключевая проблема – это отсутствие кадров. Я не вижу, что ведется какая-то четкая, ясная, целенаправленная работа по подготовке этих кадров, а эта работа должна проводиться государством».