Впервые после развала Советского союза грузинские власти решили основать государственный банк для осуществления целевых инвестиций из бюджета и управления активами, принадлежащими государству. Инициатива правительства Гарибашвили уже вызвала неоднозначную реакцию экспертов. Тем более что правящая коалиция не может внятно объяснить ни функцию нового банка, ни целесообразность его создания, когда в стране уже существует Государственный партнерский фонд и частный Фонд соинвестирования с теми же функциями.
Министр финансов Нодар Хадури сообщил, что Государственный банк развития создается на базе Государственного партнерского фонда, который, согласно закону, управляет предприятиями, где контрольный пакет акций принадлежит государству. Скорее всего, новое правительство решило использовать партнерский фонд как базу для создания совершенно нового финансового института. Нового - с точки зрения либеральной модели грузинской экономики, но хорошо знакомого по советскому опыту и странам, где до сих пор не отказались от жесткого государственного регулирования финансово-инвестиционной сферы.
Лидер парламентского большинства от правящей коалиции «Грузинская мечта» Давид Саганелидзе признал, что идея создания такого банка овладела им после визита в Китай: «Я провел важные встречи в китайском Государственном банке развития. Китайская сторона выразила заинтересованность в сотрудничестве с создающимся у нас банком, - сообщил Саганелидзе, которого прочат на пост президента госбанка. - Банк будет создан до конца года. Это не коммерческая структура, то есть ГБР не будет выдавать кредиты и граждане не смогут там открывать депозитные счета. Банк инвестирует средства для осуществления крупных проектов».
Но в Грузии уже существует институт, призванный осуществлять крупные инвестиции - Фонд соинвестирования, созданный по инициативе Бидзины Иванишвили. Сообщалось, что в фонде аккумулировано около 6 млрд дол., но пока о крупных инвестициях ничего не слышно.
Так зачем же создавать еще и Госбанк - не национальный банк, занимающийся эмиссией и контролем за банковской сферой, а именно государственный банк с государственным капиталом? Эксперты считают, что создание такого института – шаг в прошлое. «Правительство создает банк? Но ведь это же чистой воды социализм!», - недоумевает бывший президент национального банка Роман Гоциридзе. По его мнению, новая структура не сможет эффективно управлять даже государственными активами, не говоря об успешных инвестициях и осуществлении инновационных проектов в экономике.
Тем не менее соответствующий законопроект уже разработан и в ближайшее время поступит на рассмотрение парламента. Либеральной фракции правящей коалиции («республиканцам» и «свободным демократам») будет трудно его поддержать, но открыто выступить против решения Бидзины Иванишвили, усилить государственный контроль над экономикой (а ведь суть задумки именно в этом) они вряд ли смогут. По крайней мере, этот вопрос, в ближайшее время, вполне может стать причиной серьезных противоречий в правящей коалиции.