Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ожидает, что в 2016 году в Евразийском экономическом союзе произойдет перелом, а уровень средней инфляции в странах-участницах снизится почти вдвое. В соответствии с прогнозом ЕЭК, в условиях сохранения умеренного роста мировых цен на сырьевые товары снижение ВВП ЕАЭС в 2015 году составит около 2,4%. Однако в дальнейшем ситуация выглядит более позитивно. В 2016-2017 годах ожидается улучшение динамики и хоть не очень заметный, однако в целом стабильный экономический рост. Так, в 2016 году рост ВВП в странах ЕАЭС может составить 0,9%, а в 2017 году - около 1,3%. Если в 2015 году рост индекса потребительских цен по странам ЕАЭС ожидается на уровне 14,5%, то в 2016 году он может снизиться почти вдвое - до 7,4%, а в 2017 году также замедлится и может составить уже около 5,3%. Это означает улучшение ситуации с реальными доходами населения и величиной потребительского спроса
Значительное влияние на замедление роста экономик ЕАЭС в 2015 года оказало снижение цен на энергоносители в силу высокой зависимости от доходов за счет их экспорта в ряде стран ЕАЭС, а также последствия девальвации российского рубля, однако некоторые эксперты среди проблем ЕАЭС усматривают и политические.
Генеральный директор Центра политических исследований Сергей Марков, говорит, что «доминирующие внешние игроки, такие как США и Евросоюз, не хотят признавать, что у нас есть право формировать некий свой экономический союз, в который входили бы наши соседи, в частности Украина, Белоруссия, близкие нам страны. Они боятся, что в результате этого опять появится великая страна, с которой они будут вынуждены конкурировать».
Марков думает, что евразийская интеграция должна использовать позитивный опыт, наработанный европейцами в ход формирования Евросоюза. Между тем, кроме ЕАЭС существуют и другие интеграционные проекты, которые претендуют на евразийскость, в частности Шанхайская организация сотрудничества. «Но между Евразийским союзом и ШОС существует колоссальное отличие в тематике их работы. Евразийский союз – полностью про экономику, чуть-чуть, естественно, выходя в политику. ШОС – полностью про безопасность, она была создана чтобы не допустить победы исламистских экстремистов в лице «Талибана» в Ферганской долине, в среднеазиатских странах, чтобы Китай и Россия не конкурировали друг с другом, а помогали этим странам и вместе обеспечивали нормальное функционирование светских политических режимов», - утверждает Марков.
Эксперт не исключает, что после вхождения в ШОС Индии и Пакистана, а потом, возможно, Ирана, Турции и Монголии организация будет разворачиваться в направлении формирования «организации объединенных евразийских наций». «Но это достаточно далекое будущее. Во всяком случае, в рамках ШОС экономические проекты занимают маленькое место. В ШОС экономики должно быть мало, потому что если там будет развиваться экономика, в частности пойдет формирование зоны свободной торговли, может произойти экспансия китайского бизнеса на эти территории, и китайский бизнес будет жестко сталкиваться с российским и его в какой-то мере выталкивать. Это подорвет доверие между Китаем и Россией, подорвет саму ШОС, которая нужна исключительно для того, чтобы сохранить стабильность светских, цивилизованных, прогрессивных режимов в Средней Азии. Так мне представляется соотношение проектов евразийской интеграции, и путаница между ними должна быть распутана. Это задача политических элит – четко и ясно объяснить, что есть что, с чем все это едят, какая это будет перспектива».