Вестник Кавказа

USAID уходит из России

Неделю назад Агентство по международному развитию (USAID), занимающееся распространением американских ценностей в мире, начало сворачивать свою деятельность в России. Инициатором ликвидации инструмента американской «мягкой силы» выступила сама Москва, но тоже мягко и ненавязчиво, ссылаясь на правовые нормы РФ.

Между тем заслуги Американского агентства по международному развитию перед российскими властями трудно переоценить. Очевидно, деятельность USAID, поддерживающего некоммерческие организации, никогда не вызывала восторга в Москве. Однако, глядя на то, как работают американцы, в России, наконец, поняли, что могущественным считают государство, привлекающее своей культурой, политическими идеалами и программами.

«Влияние государства во многом зависит от способности продвигать свои национальные культурные ценности, язык и экспортировать их. По сути, речь идет об особом ресурсе международного лидерства, которое прямо связано с человеческим потенциалом. Эти инструменты зачастую оказываются более значимыми, чем другие, - считает премьер Дмитрий Медведев. - Страны с сильными брендами «мягкой силы» привлекают большую долю прямых зарубежных инвестиций, технологий, и наши конкуренты, конечно, с большой радостью все это используют и охотятся за нашей талантливой молодежью и новаторами, что, собственно, нормально. То же самое должны делать мы, в свою очередь создавая приличные условия для творчества в нашей стране».

В Москве говорят о необходимости восстановления позиций, утерянных в 1990-е годы, признавая, что в сфере продвижения своих гуманитарных интересов призванное их отстаивать Россотрудничество уступает серьезным международным игрокам в этой сфере, таким как «Франкофония», институты Гете, Сервантеса, Данте, Конфуция.

Как заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, «мы продвигаем идею о том, чтобы Россотрудничество получило также полномочия в сфере содействия международному развитию. Соответствующая концепция правительством была достаточно давно одобрена. Сейчас мы уже ведем речь о том, чтобы та значительная помощь (и безвозмездная, и льготная), которую мы в соответствии с международными стандартами предоставляем различным странам, прежде всего государствам СНГ, выпукло была показана мировому общественному мнению и чтобы мы ее использовали более эффективно в нашей внешнеполитической работе». Речь идет о том, чтобы функции содействия международному развитию будут переданы Россотрудничеству не только для стран СНГ, которыми оно уже наделено, но чтобы, во-первых, эти функции были подкреплены реальными ресурсами и, во-вторых, чтобы и другие регионы, также были скоординированы в одном центре.

Вероятно, Россотрудничеству будут переданы функции единственной государственной структуры, которая будет проводить отбор иностранных студентов для обучения в российских вузах. На Смоленской площади считают, что Россотрудничеству, имеющему сеть представительств за рубежом, с руки заниматься таким подбором и рекомендовать перспективных грамотных студентов для обучения в России. Сейчас российские власти ежегодно выплачивают государственные стипендии 10 тысячам иностранцев. Эту цифру планируется удвоить, особо выделив квоты для соотечественников, абитуриентов из дружественных стран СНГ.

Однако основной проблемой применения инструментов «мягкой силы» остается недостаток денег. 80% центров науки и культуры, которыми располагает Россотрудничество за рубежом, нуждается в капитальном ремонте, не говоря уже о том, что все их надо оборудовать современной техникой. «Состояние самих зданий – это и лицо нашего государства, и престиж России, - думает Лавров. - Они должны по-настоящему становиться центрами притяжения и соотечественников, и наших друзей, и тех, кто просто интересуется Россией, и должны становиться центрами влияния РФ на общественное мнение, как раз используя те самые факторы и инструменты «мягкой силы»».

Между тем опыт показывает, что тех, кто уже интересуется Россией, иногда надо только подтолкнуть. Современные средства коммуникации дают возможность работать с ними, не вкладывая колоссальных средств. Так, «попросив» из России USAID, Москва сама развила в Америке довольно активную деятельность. По словам руководителя представительства Россотрудничества в США Юрия Зайцева, «в США отношение к России своеобразное, сегодня не самое теплое, не такое, как было десятилетие назад. Выросло новое поколение – поколение информационно насыщенное, информационно голодное, которое хочет многое знать. В период последних 20 лет многие наши соотечественники оказались в США и многие американцы побывали в России. Выросло поколение, которое не имеет определенного рода стереотипов и для которого информация о России является востребованной. Им интересно понимать и знать Россию. За короткое время мы сумели организовать поездки в Москву и в Санкт-Петербург, 70 молодых политических лидеров, бизнесменов, журналистов, которые побывали в России. Эффект, который это произвело в США, – колоссальный. Они сами создали электронный портал, они переписываются, ведут пропагандистскую деятельность, то есть фактически работают, помогая нам. В некоторых случаях в некоторых городах созданы неправительственные организации, которые называются русские культурные общества. В частности, в глубинке США, в Мемфисе сегодня развевается на Main Street российский флаг над Российским культурным центром, созданным американцами».

Вместе с тем очевидно, что такие деньги, которые американцы вкладывают в свои инструменты soft power, Москва вкладывать не будет. «Всегда будут звучать грустные цифры: какая часть нашей силы осталась, какая улетучилась. По ракетам – паритет, по мягкой силе – диспаритет. Но мы не только должны сравнивать себя с китайцами (нас еще меньше будет, чем китайцев еще очень и очень долго) и американцами (и денег у нас вряд ли будет много по сравнению с американцами в ближайшие годы), а мы должны научиться в этой ситуации действовать нестандартно. В этом плане точнее сравнение с французами и немцами. Просто в силу того, что их влияние на соответствующую часть мира и их использование инструментария мягкой силы существенно превосходит их экономический потенциал. Если мы сможем создать такую же модель, то через 20–30 лет будем уже в том клубе. Это поможет нам сохранить то влияние, которым традиционно пользовался Советский Союз, даже при всех тех нюансах, которые связаны с его историческим присутствием».
10995 просмотров