На днях президент России Владимир Путин подписал указ, корректирующий специальные меры в отношении Турции. Документ отменяет ограничения в отношении туристической отрасли, что же касается ввоза из Турции сельхозпродуктов, то правительству поручено провести переговоры с турецкой стороной и по итогам вносить предложения об изменении сроков или характера спецмер. «Решений никаких не приняли, будем обсуждать с турецкими партнерами, чего и как, но это не значит, что мы немедленно побежали и все открыли. Решение принято только одно — в отношении туристических маршрутов», — цитирует РИА Новости премьера Дмитрия Медведева.
Между тем, как полагает доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова Алексей Фененко, Россия и Турция обречены на партнерство: «Мы самой природой созданы как торговые партнеры. Вопрос о проливах нам никуда не деть. Конфликт с Турцией означает для России закрытые проливы. Для самой же Турции большая проблема - потеря российского рынка, высоких технологий в области атомной энергетики, рынка сбыта для товаров легкой промышленности, туристического рынка».
Кроме того, по словам Фененко, Турция находится во враждебном окружении: «На западе - Греция, которая занимает недружественную позицию к Анкаре. Болгария до сих считает вопрос об Адрианополе (Эдирне, -тур.) открытым. Когда Болгарию принимали в НАТО в апреле 2004 года, Турция сделала специальный запрос о том, считает ли Болгария закрытым вопрос об Эдирне. Болгары тогда ответили уклончиво, мол, пока будут соблюдать Константинопольский мир 1913 года. На юге у Турции - Кипр, где остается проблема Северного Кипра. С Сирией отношения испорчены. С Ираком у Турции отношения напряженные из-за Курдистана и декабрьской попытки введения турецких войск. На востоке - тоже два не самых теплых друга - Армения и Иран. С Грузией у Турции есть потенциально тлеющая проблема Аджарии, несмотря на все маневры турецкой дипломатии».
Не все гладко и в американо-турецких отношениях, поскольку США открыто делают ставку на Курдистан. "Именно США с 2003 года создавали автономный Курдистан, именно Конституция Пола Бреймера ( американский дипломат, глава американской оккупационной администрации в Ираке в 2003—2004 годах, - прим. ред). привела к созданию Курдской автономии, именно американцы вооружали сирийский Курдистан, и проект Курдистана они не считают закрытым. Тогда это подтолкнуло Турцию к сближению с Россией", - считает Фененко.
Но и для России конфликт с Турцией создает весьма напряженную ситуацию. Весной 2014 года, после воссоединения РФ с Крымом, вице-президент США Джо Байден выступил в Бухаресте с заявлением о необходимости срочно найти России противовес в Черном море. «Тогда мы гадали, кто будет этим противовесом, то ли коалиция Румынии и Болгарии, то ли их взаимодействие с США, а оказалось, американцы делали ставку на Турцию. Для России противостояние с Турцией - воспроизведение ситуации XIX века: нас снова «запечатывают» в Черном море и обрекают на бессмысленный конфликт с Турцией. Однако восстановив отношения с Анкарой, Россия открывает себе выход в Средиземное море, становится игроком в этом регионе. Выгода этого варианта очевидна для всех, кроме США и Великобритании, которая до сих пор сохраняет линию присутствия на Черном море в виде треугольника Гибралтар-Мальта-Кипр», - утверждает эксперт.
Примирению Москвы и Анкары, по его мнению, мешает ряд субъективных факторов: «Первый - непредсказуемость Эрдогана как политика. Второй - внешнее воздействие на Турцию. До трагических событий 24 ноября 2015 года было несколько попыток столкнуть Россию и Турцию. Сначала через нереалистические предложения к России о создании баз на Кипре. Потом - в ходе визита президента Путина в Армению. Помню, что творилось тогда в британских СМИ: сказал Путин что-то мягко, значит, "сдал" союзника – Армению; сказал жестко, значит, поссорился с Турцией. Тогда хотели зайти через тематику геноцида армян. И эта игра на разжигание российско-турецкого конфликта со стороны внешних сил будет, безусловно, продолжаться».