Азербайджанская Шемаха - город удивительный во многих отношениях, в первую очередь, с точки зрения истории и культуры. Археологии обнаружили там поселение, относящееся к V—IV векам до нашей эры. Во II веке уже нашей эры город упоминал Птолемей как поселение Кавказской Албании. Главной достопримечательностью Шемахи считают средневековую крепость Гюлистан XII века, возведенную как оборонительное сооружение Ширваншахов, причем крепостные стены до сих пор сохранили первоначальный облик. Там же находится мавзолей "Семь куполов" и усыпальница ширванских правителей.
Больший интерес для исследователей представляет шемахинская Джума мечеть, которую называют самой древней мечетью Кавказа и Ближнего Востока после Дербентской соборной пятничной мечети. Временем строительства шемахинской мечети считают 743-744 год - дату определили по арабской надписи на фасаде. Как раз в то время на территории современного Азербайджана начали строить сооружения, названные в дальнейшем исламскими памятниками древнего зодчества. Тогда Шемаху в качестве своей резиденции избрал наместник Арабского халифата на Кавказе, полководец Маслам бен Абд-Аль Мелик, начав в городе возведение новых культовых объектов. Джума мечеть построили на центральной торговой площади, а ярдом с мечетью - медресе, ставшее частью ее архитектурного комплекса.
По Джума мечети, имеющей несколько культурных слоев, можно проследить всю историю тех мест. Разрушения и повреждения, полученные в ходе войн и землетрясений, вынуждали несколько раз восстанавливать мечеть.
Впервые ее пришлось реконструировать в XII веке. Спустя несколько веков, археологи обнаружили значительное количество построек, датированных тем временем, а также строительные и архитектурные изменения.
Второй раз мечеть реконструировали в XVII веке, во времена правления династии Сефевидов, в третий – после землетрясения средины XIX века. К тому времени Шемаха уже была крупным городом и культурным центром, но стихия практически сравняла ее с землей. Ремонтными работами в мечети руководил шемахинец Гасым бек Гаджибабабеков на основе эскизов русского художника Григория Гагарина.
В четвертый раз мечеть пришлось реконструировать уже спустя полвека, после землетрясения в 1902 года. Работы велись вначале на основании проекта Зиварбека Ахмедбекова, а затем – архитектора Йозефа Плошко. Проект Плошко основывался на фундаменте старого плана и результатах неоконченного строительства, хотя в нем появились фланкирующие минареты, балконы с павильонами, большим центральным куполом. Однако из-за недостатка денег, некоторые элементы пришлось исключить из проекта.
Существенный урон был нанесен мечети во время мартовских погромов 1918 года, учиненных армянскими националистами. По некоторым данным, местные жители прятались в мечети, но варвары подожгли ее вместе с людьми. По другим данным, людей насильственно согнали в мечеть и подожгли. Вместе с людьми сгорели раритетные манускрипты и книги.
В советские времена мечеть вновь столкнулась с угрозой разрушения, поскольку не использовалась по назначению. Однако археологи там все-таки работали. В начале 1970-х они нашли остатки древнего портала, представляющего собой главный вход на территорию двора мечети, а в 1980 году по поручению первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдара Алиева мечеть была отремонтирована и через два десятка лет объявлена архитектурным памятником истории и культуры национального значения.
2009 году президент Азербайджана Ильхам Алиев издал распоряжение о реставрации Джума мечети, которая проводилась с опорой на традиции ширванской архитектурной школы. Как раз в то время фундамент мечети был основательно укреплен железобетонной конструкцией, и можно надеяться, что землетрясения ей больше не угрожают.
Были отреставрированы вход в мечеть, средний большой, а также купола, украшенные старинными орнаментами. Сегодня в среднем зале мечети могут одновременно совершать богослужение 1500 человек. Двор мечети также был благоустроен, построено два бассейна и шесть галерей.
В 2013 году прошло открытие реконструированной Джума мечети, в котором приняли участие президент Азербайджана, а также муфтии народов Кавказа и послы мусульманских стран.