Директор Института США и Канады РАН, академик РАН, профессор Сергей Рогов дал пресс-конференцию, посвященную итогам встречи российского президента Владимира Путина с его американским коллегой Бараком Обамой. Как известно, она состоялась на полях саммита "Большой восьмерки" в Северной Ирландии 17 июня.
В ходе пресс-конференции российский эксперт дал комментарии относительно текущего состояния отношений России и США, проанализировал достигнутые на встрече договоренности, острые вопросы, вынесенные на повестку дня двусторонних российско-американских отношений. Также был дан комментарий по поводу возможного заявления Барака Обамы о сокращении ядерных арсеналов США и России и затронуты острые вопросы, касающиеся конфликта в Сирии.
По мнению Сергея Рогова, по факту встречи президентов России и США часто делается акцент на расхождениях между странами по сирийскому вопросу. "Я думаю, что нельзя отрицать наличия таких расхождений. Но, на мой взгляд, не это главное. Это очень важно. Я хотел бы сказать несколько слов о позитивных итогах, которые, на мой взгляд, перевешивают те расхождения, которые существовали раньше, и, естественно, проявились на саммите в Северной Ирландии – было бы наивно ожидать, что группы достигнут полного единодушия по всем обсуждаемым вопросам.
Были подписаны три очень важных российско-американских заявления. По сути дела это не юридически обязательные договора, это соглашения по сотрудничеству в целом ряде областей. Прежде всего, следует отметить соглашения о развитии сотрудничества соответствующих служб двух государств в борьбе против терроризма. Второе чрезвычайно важное и уникальное соглашение, на межгосударственном уровне, я не знаю таких соглашений, которые существовали бы между двумя государствами – это соглашение по борьбе с киберугрозами", - отметил директор Института США и Канады РАН.
Он пояснил, что киберпространство превращается сегодня в новое поле боя, и значение его не только в гражданской сфере – кибершпионаж, хакерство и прочая порнография, но в военной сфере, когда возникают способы виртуально, не применяя физического воздействия, парализовать, нейтрализовать и фактически уничтожить военные объекты и системы вооружений с помощью кибероружия. "Стороны договорились о том, чтобы максимально активизировать развитие торгово-экономических отношений. Это одна из главных слабостей между Россией и США. У нас слишком невелика торговля, слишком мало инвестиций. Это имеет экономические негативные последствия, и политически нет экономического стабилизатора, когда возникают разного рода расхождения. Всё-таки, когда есть экономическая взаимозависимость, это кладёт предел. Когда её нет, пределы риторики и политической конфронтации могут и отсутствовать.
По противоракетной обороне администрация Обамы приняла три месяца назад очень важное решение. Помните, Обама обещал гибкость год назад. Отменили четвёртый этап, включая создание ракеты SM-3, блок 2B. Но российская сторона считает это недостаточным, по-прежнему сдвигаются требования о юридических гарантиях и направленностях. Я думаю, здесь потребуются серьёзные переговоры, чтобы решить эту проблему. Как раз в совместном заявлении третьем, о котором я говорю, предусматривается работа в формате 2+2 – два министра иностранных дел и два министра обороны, которые должны обсуждать весь комплекс военно-стратегических вопросов, включая ПВО.
Администрация Обамы должна была ещё полтора года назад представить Конгрессу свой доклад по вопросам осуществления ядерной политики и сказать, сколько ядерного оружия Америке требуется. По американским официальным данным, всего у Америки примерно 5000 ядерных зарядов. Из них по договору СНВ разрешается 1550 держать на межконтинентальных баллистических ракетах, баллистических ракетах подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиках. У России разные есть оценки, мы официальные цифры не давали, но тоже считается, что где-то порядка 5-6 тысяч ядерных боезарядов. Наши стратегические ядерные силы уже сократились до уровня ниже, чем 1550, у нас сейчас меньше 1500 развёрнутых стратегических ядерных боеголовок. Американское предложение будет сократиться примерно до 1000 ядерных боеголовок. Предстоит, я думаю, очень серьёзная дискуссия о том, что делать в этой ситуации нам – соглашаться нам на сокращение ядерного оружия до 1000 стратегических единиц или нет", - отметил Сергей Рогов.
Что же касается ситуации в Сирии, то, по мнению директора Института США и Канады РАН, в стране "идёт кровопролитнейшая гражданская война с иностранным участием очень активным на стороне противников режима, и не только деньгами, но и оружием, да и людьми".
"Участвуют суннитские монархии, такие, как Катар, Саудовская Аравия, да и вообще со времён войны Советского Союза в Афганистане сложился мождахедский интернационал, который кочует – то из Афганистана в Косово переезжает, то в Ирак, то в Чечню, то в Ливию. Он сейчас переместился в Сирию. И сирийское правительство, которое получает поддержку со стороны шиитов, в первую очередь Ирана, иракских шиитов, вы знаете, что и ливанская "Хезболла" принимает сейчас участие в боевых действиях.
Администрация Обамы занимает в отношении сирийского конфликта двойственную позицию. С одной стороны, США как держава, движимая очень мощным идеологическим импульсом, всегда будут поддерживать тех, кого считают сторонником американских представлений о демократии и правах человека. Совершенно ясно, что в Сирии на стороне противников режима Асада наиболее активно действуют самые ярые экстремисты-исламисты, связанные с Аль-Каидой. И отсюда вопрос о формах и пределах военного вмешательства в Сирии.
Саммит G8, где семь западных стран и Россия, нет ни Китая, ни других стран БРИКС, количественное преимущество 7+1 – но вы видите, резолюцию-то приняли достаточно аккуратно. Требований об уходе Асада с поста президента в ней нет. Содержится в резолюции по Сирии поддержка политического решения, проведения конференции в Женеве. Россия и США должны взять на себя инициативу проведения такой конференции. Я думаю, что решение администрации Обамы объявить о том, что они будут поставлять оружие повстанцам, мятежникам, как хотите их называйте, в значительной степени было связано с тем, что силам Асада удалось перехватить инициативу, и возникла перспектива того, что Асад может разгромить противников на поле боя.
Два года была ситуация "тяни – толкай", а тут возникла перспектива решающей победы Асада, поражения тех сил, которые поддерживают Штаты, их союзников в Европе и на Ближнем Востоке. Вот этого американцы допустить не хотят. Такие соглашения, скажем, как по ПРО, по ядерному оружию или по Сирии требуют достаточно серьёзных взаимных уступок. Тут без компромисса обойтись нельзя. Есть ли у Обамы достаточно политического капитала для такого компромисса? На мой взгляд, у Путина есть. А вот у Обамы – поживём, увидим", - резюмировал Сергей Рогов.