Член правления социал-демократической партии «Гнчакян», бывший вице-премьер Армении Ваан Ширханян в интервью «Вестнику Кавказа» рассуждает о перспективах внешней политики Армении, выборах мэра Еревана и внутриполитической ситуации.
- Народное движение “Революция приветствия”, на ваш взгляд, опирается на внутреннее недовольство социально-экономической обстановкой или же стало очередным “цветным” внешним проектом?
- Лидеру «Наследия» Раффи Ованнисяну так или иначе придется пойти на компромисс с властями. Все его последние шаги, крайне неэффективные, не могут привести лишь к дестабилизации ситуации, что негативно отразится на народе. Политика – рынок, на котором всегда присутствует торг. Если у того или иного деятеля есть политические взгляды, которые он намерен реализовать, то от компромиссов ему никуда не деться. В силу некоторых особенностей геополитического положения Армении многие центры силы преследуют здесь собственные интересы. В этом свете исключать прямой связи между последними внутренними процессами в Армении и этими центрами силы нельзя. Однако наличие в Армении большой массы людей, недовольных своим социальным положением, также более чем очевидно. Эти два фактора вполне могут стать катализаторами и фундаментом для дестабилизации внутренней политической ситуации.
- Могут ли сыграть роль такого катализатора итоги намеченных на 5 мая выборов ереванского мэра, особенно на фоне серьезного недовольства общества итогами февральских президентских выборов?
- Волнения, конечно же, будут, однако вряд ли выйдут за пределы предыдущих сценариев. Обострение ситуации в период после выборов - обычное явление присущее не только Армении. Но новые волнения в нашем обществе в любом случае нежелательны, поскольку приносят гораздо больший вред самому обществу, народу, чем, собственно, властям. В результате любых внутренних волнений падает имидж страны на международной арене, от чего в первую очередь страдает экономика и народ. Не думаю, что выборы в Совет старейшин Еревана будут чем-то отличаться от всех предыдущих выборов, даже тем, что на этих выборах победит одна из провластных сил. Шансы на победу имеет не только возглавляющий список Республиканской партии действующий мэр Тарон Маркарян, но и возглавляющий список “Оринац еркир” Армен Ерицян, которого я считаю весьма уважаемым и авторитетным политиком.
Между тем, на мой взгляд, Армения должна отказаться от либерально-экономической системы развития в пользу социал-демократии. Армения в пику всем существующим тенденциям и вызовам, упорно идет по пути еще большей либерализации экономики, что не может привести нашу и так ослабленную объективными и субъективными причинами экономику к положительным результатам. Но в случае перехода к социал-демократической системе повысится регулирующая роль государства в различных сферах, что в случае Армении является необходимостью.
- А каковы, на ваш взгляд, внешние приоритеты?
- В результате реализации внешней комплементарной политики наша страна пережила довольно трудные времена. Именно в результате комплементаризма Армения взяла на себя множество обязательств перед полярными центрами силы. Отказаться от этих обязательств и встать на новый путь во внешней политике в течение одного дня мы не можем. Однако создание Таможенного союза и перспективы появления союза Евразийского, безусловно, открыли для Армении новые возможности именно во внешней политике. Все предельно просто. Интересы Армении наиболее очевидно могут быть отражены именно в этих двух структурах. Именно членство в Таможенном союзе обещает республике решение конкретных экономических задач, в то время как готовящаяся ассоциация с Европой, да и сам Евросоюз в целом по-прежнему остаются очень далеким будущим. А членство в Таможенном Союзе откроет для нас бескрайний рынок, где армянские товары будут чувствовать себя намного комфортнее, чем на европейском рынке. Помимо всего прочего членство в ТС откроет Армении новые возможности для интеграции, в том числе с соседними странами, в частности Ираном. Присоединение к Таможенному и впоследствии Евразийскому союзу выгоднее евроинтеграции, поскольку выгоды от первых двух проектов реальнее и достижимее.
При этом военно-политические, стратегические отношения с Россией для Армении безальтернативны. С 1990 года история это неоднократно доказывала. Союзнические отношения с Россией для Армении - единственная гарантия безопасности, и эти отношения будут развиваться как минимум в ближайшие десятилетия. Ни одна другая структура, в первую очередь НАТО, нам таких гарантий не дает, даже если Армения и станет членом этой организации.
Отсутствие общей границы со странами Евразийского союза многими оценивается в качестве препятствия на пути вступления Армении в Таможенный союз. Но границ нет и с европейскими странами.
- А как быть с Грузией, по чьей территории осуществляется транзит в Армению?
- Что касается Грузии, то мне как человеку, родившемуся там, больно видеть, как на наших глазах формируется геополитическая реальность, которая в скором времени лишит Грузию будущего. Реализация подобного сценария станет возможной и произойдет даже не потому, что Тбилиси встал в позу перед Москвой. Это произойдет в результате неправильно построенной внутренней политики, в результате которой сегодня грузинская земля, являющаяся самой непереходимой ценностью, уже продается индийцам и южноафриканским бурам. Проблема Грузии отнюдь не в нежелании принимать участие в инициированных Россией интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Мы все понимаем важность Грузии для Армении, учитывая, что эта страна является единственной транзитной зоной для нашей республики. Поэтому Ереван крайне заинтересован в том, чтобы Грузия вышла из того состояния коллапса.