26 апреля состоится Большой круг Терского войскового казачьего общества (ТВКО), в ходе которого должно совершиться долгожданное событие, знаменующее окончание кризиса в терском казачестве – будет избран войсковой атаман.
Кто бы что ни говорил, но роль лидера в казачьей среде – важнейшая и ответственейшая. Казаки, как и все служивые люди, всегда хотят быть уверены в том, что атаман, во-первых, знает, что и как делает. Во-вторых, умеет объяснить казакам, что важно для казачества и как этого добиться, обозначить интересы казачества перед властью и добиться понимания, договариваться и твердо стоять на своем, когда это нужно. В-третьих, готов нести ответственность перед казаками за то, куда он их ведет и куда в итоге привел. Потому что иначе казачество начнет лихорадить. Что, в общем-то, в итоге и произошло.
Предыдущий атаман, Сергей Александрович Клименко, был избран на Большом круге ТВКО 8 сентября 2012 года и утвержден указом президента РФ 8 декабря того же года. (До этого в течение 12 лет атаманская булава была в руках Василия Бондарева, который сам испросил казаков позволения оставить атаманскую должность). На тот момент Клименко многим казался довольно удачной кандидатурой – генерал полиции, толковый, уверенный в себе руководитель. Бондарев передал новому атаману войско, конечно, не в идеальном состоянии. Налицо были внутренние противоречия между отделами, многие настаивали на том, что доминирование численно превалирующего Ставропольского отдела не позволяет в должной мере учитывать мнение небольших отделов, но все эти вопросы были решаемы. Однако самым важным оказался вопрос: в какую сторону двигаться дальше? Как развиваться? Какую роль на современном этапе развития Северного Кавказа и российского государства в целом должны играть казаки? Вопросы, прямо скажем, фундаментальные, и без ответа на них осмысленное существование войска оказалось бы проблематичным.
Ответы как раз и должен был предложить новый атаман. Но здесь, как говорится, у него было два выхода: выработать продуманные, стратегически значимые решения, возможно, не убравшие бы «на раз» все текущие проблемы войска, но позволявшие бы укрепить его на длительную перспективу, либо просто в привлекательной популистской форме переложить ответственность за нестроения в казачестве на государство. Что в итоге выбрал атаман Клименко, известно. Он затребовал беспрецедентных вливаний – землей, деньгами, заводами и курортами, не предложив при этом хоть сколь-нибудь подробного плана по распоряжению ими.
На что рассчитывал атаман, выдвигая такие претензии – совершенно непонятно. На то, что его поддержит часть казаков – ну, поддержала, отметилась в СМИ. И что дальше? Дальше, по логике сюжета, должно было последовать давление на государство с целью добиться истребованного. Да вот только у казаков нет привычки «трясти» того, чьей опорой они являются. И как бы ни хотелось всем дополнительных преференций, позиция атамана, поначалу вроде как смелая и решительная, стала вызывать у них сомнения.
Видимо, поняв это, Клименко и его единомышленники вновь решили пойти по самому простому пути, подсказанному инстинктом самосохранения: стали фрондировать, все дальше уходя от здравого смысла. Вместо попытки нормализовать отношения с властью, руководство войска стало поднимать казаков на свою защиту, обозначив себя едва ли не единственным, кто отстаивает интересы казачества. Параллельно с этим сначала власти Ставропольского края устами тогдашнего вице-губернатора Ивана Ковалева фактически отказались иметь дело с Сергеем Клименко, а затем и власти церковные попросили его образумиться.
Последняя ситуация вообще оказалась очень интересной: на круге 14 сентября 2013 года в Новопавловске митрополит Кирилл, выступивший с критикой в адрес атамана, наложил на него епитимью и, вместе с ней, обязанность покаяться за неразумные действия.
Сколько после этого было шума: мол, куда это священники влезли, не могут они войску приказывать да атаманов отстранять, казачьей вольнице это противоречит. Причем, что характерно, сам атаман благоразумно помалкивал, видимо, понимая, что испорченные отношения еще и с церковью будут означать полное его фиаско. Поэтому епитимью вроде как атаман исполнил, подумал о своем поведении и под давлением обстоятельств покинул пост.
Но войско он оставил, правда, в таком расшатанном состоянии, что ряд доброхотов тут же заявили: расколото, мол, оно надвое, не хотят многие без Клименко жить, да и назначенного временным атаманом председателя Совета стариков ТВКО Василия Бондарева во главе войска видеть не хотят.
Продолжение следует