Газета "Республика Абхазия" информирует, что на очередном заседании парламента Абхазии депутаты приняли в окончательном чтении сразу три законопроекта из числа тех, что разрабатывались в непосредственном взаимодействии с российской стороной – "Об инвестиционной деятельности", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия" и третью часть Гражданского кодекса республики. Все эти законы входили в план сотрудничества в сфере законотворческой работы, согласованный в октябре прошлого года. Российские министерства, ведомства и исследовательские институты в течение прошедших месяцев оказывали абхазским коллегам методическую и экспертную помощь в разработке законопроектов, большинство из которых было направлено на улучшение инвестиционного климата на территории республики, развитие правовых механизмов защиты бизнеса, повышение качества судебной системы республики.
Работа по исполнению плана была направлена на реализацию положений российско-абхазского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 2008 года, устанавливавшего, что стороны будут принимать меры по унификации законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. На сегодняшний день остается завершить лишь работу над проектом Арбитражно-процессуального кодекса республики. Однако стороны решили продолжать совместную работу по совершенствованию законодательства Абхазии и разработать новый план.
Об этом, в частности, шла речь на недавней встрече помощника президента РФ Владислава Суркова с депутатами абхазского парламента в ходе его визита в республику. Новыми приоритетами российско-абхазского сотрудничества в области законотворчества станут вопросы обороны и безопасности, а также вопросы социальной политики, медицинского и пенсионного обеспечения. Предполагается, что новый план будет подготовлен к концу мая – в настоящее время в абхазском парламенте идет обсуждение его конкретных параметров и детального содержания.
* * *
Как куже сообщал "Вестник Кавказа" в недрах правительства Грузии рождается новый финансовый институт - "Банк развития". Он должен возникнуть за счет объединения нескольких государственных фондов. Соответствующий законопроект уже направлен на рассмотрение высшего законодательного органа Грузии. Создание банка было анонсировано в марте экс-премьером Бидзиной Иванишвили.
Как пояснил газете "Свободная Грузия", глава финансово-бюджетного комитета парламента Давид Онопришвили, новый институт должен финансировать долгосрочные стратегические проекты, то есть проекты, которые коммерческие банки, как правило, не финансируют.
По мнению президента Ассоциации банков Грузии Зураба Гвасалия, решение правительства создать государственный "Банк развития" означает, что страна переходит с двухуровневой на трехуровневую банковскую систему – Национальный банк и коммерческие банки, а теперь и Государственный банк. Во многих странах, в том числе и развитых, существуют государственные банки, занимающиеся такими проектами. Так, аналогичный банк в Турции "Эксибанк" сыграл огромную роль в развитии экономики страны.
Экономист Ираклий Леквинадзе, также считает создание банка положительным явлением. Несмотря на то, что в Грузии уже есть немало фондов и финансовых инструментов, целью которых является увеличение уровня доступности финансов, банк будет выполнять важную функцию – обеспечивать важные проекты дешевым капиталом и гарантией со стороны государства.
Однако у этой идеи есть и критики. Экс-президент Национального банка Грузии Роман Гоциридзе считает, что создание госбанка – это возвращение в прошлое, к социалистическим методам. По его словам, использование бюджетных средств для данного финансового института может привести и к нежелательным результатам. Не следует забывать, что только внутренний долг Грузии превышает 1,5 млрд долларов.
* * *
Как информирует газета "Голос Армении", новое правительство страны решило отказаться от одного из первых амбициозных проектов прежнего правительства, создания технопарка в Гюмри, в котором государство владеет 49% акций, поскольку со дня своего основания организация не осуществляла никакой деятельности.
Идею создания технопарка представлял гюмрийцам тогдашний министр экономики Нерсес Ерицян, рассказывая о перспективах, прогнозируя реанимацию промышленности, резкий рост экономики области, обещая рабочие места. Предполагалось создать технопарк, в который вошел бы ряд простаивающих промышленных предприятий города - те, которые в свое время обеспечивали тысячами рабочих мест жителей области. Однако все эти прогнозы и связанные с ними надежды жителей города не оправдались. Сначала правительство решило изменить саму идею, утвердив принципиально иную программу деятельности технопарка в Гюмри, предполагающую создание здесь всего лишь 5-10 компаний IT-сферы, а сейчас оно и вовсе отказалось от нее. Хотя, по мнению автора статьи, этот проект практически на всех этапах казался слишком амбициозным и нереалистичным, его можно было бы откорректировать, привести в более прикладное состояние.
В целом, анализируя первые шаги нового правительства, газета обращает внимание на то, с каким рвением оно отказывается от всех идей своего предшественника. К примеру, недавно был отменен введенный правительством Саркисяна налог на роскошь, направленный на усиление принципа справедливости в системе налогообложения. Газета считает, что подобные меры вряд выглядят лучше в глазах общественности, чем полумеры прежнего правительства.