Вестник Кавказа

О чем говорят бывшие послы

В этом году в Москве и Вашингтоне отмечают 80-летие установления дипломатических отношений между СССР и США. В 1993 году США стали одним из последних государств, признавших СССР. В тех пор межгосударственные отношения пережили несколько глубоких кризисов и по сей день остаются неровными. Одним из форматов нормализации считаются проходящие в течение последних десяти лет встречи бывших послов, умудренных опытом. 

«На нынешней встрече с американской стороны был, в частности бывший посол США в РФ Александр Вершбоу, он одновременно является сегодня заместителем генерального секретаря НАТО, с нашей стороны - Юрий Владимирович Дубинин. Было два дня встреч и обсуждений. Заходили и ныне действующие послы – Сергей Иванович Кисляк и Майкл Макфол. Была встреча с министром иностранных дел Лавровым, встречи в Министерстве обороны, Совете безопасности, круглый стол в «Карнеги». Встреча послов обычно завершается принятием совместного заявления, в котором бывшие послы высказывают свои соображения относительно состояния российско-американских отношений и перспектив их развития. Такое заявление было подготовлено послами и на этот раз», - рассказывает инициатор встречи послов, директор Института США и Канады Сергей Рогов.

«Люди, которые присутствовали на этих встречах, обладают глубоким пониманием не только состояния дел, но и тенденций.
Среди вопросов, которые обговаривались, - общее состояние отношений между нашими двумя странами. У нас в целом отношения переживают один из тех периодов, которые в нашей жизни дипломатической встречались неоднократно, - говорит посол в США с мая 1990 по январь 1991 Александр Бессмертных. - Позитивные периоды сменяются несколько осложненными периодами в отношениях. На этот раз у нас тоже имеется немало острых вопросов. Как людям, пережившим более сложные кризисы и ситуации, когда отношения вообще висели на волоске, нынешние проблемы нам, профессионалам, кажутся не такими уж ужасными, тем более что они вполне поддаются дальнейшему урегулированию.
Из вопросов иного плана, конечно, проблемы стратегической безопасности и проблемы, связанные с европейской безопасностью, нами обговаривались. Сейчас основой взаимоотношений являются не столько стратегические связи, сколько экономика – это новое явление, мы вообще оцениваем и мировую, и межгосударственную ситуацию по тому, насколько активны экономические связи между странами. Из всех областей наших связей с Америкой экономические отстают от некоторых других. Но есть рост, который уже в цифровом отношении вполне отчетливо показывает, что мы прогрессируем в этой части. Но есть масса проблем. Уровень наших отношений с США, по сравнению с ведущими европейскими и азиатскими странами отстает. Но мы выразили надежду, что в силу готовности наших деловых кругов и экономических лидеров через какое-то время удастся утроить объем торговли и значительно усилить волну взаимных инвестиций.

«Мы вступаем уже в третье десятилетие по окончании холодной войны, - говорит американский посол в РФ в 1996-2001 годах Джеймс Коллинз. - Россия, Европа, Евразия сильно отличаются от тех России, Европы и Евразии, с которыми мы должны были вести дела три десятилетия назад и на протяжении XX века. Сейчас в мире все быстро меняется. Международная система, в которой сегодня действуют Россия и США, чрезвычайно непредсказуема. Главный вопрос, по которому мы сошлись, когда обсуждали контекст наших отношений, - если Россия и США могут найти возможность сотрудничать и работать вместе по тем проблемам, с которыми мы сегодня сталкиваемся, то у нас будет возможность эффективно действовать и воздействовать на то, в каком направлении движется развитие международных отношений. Если мы не можем работать вместе, то у нас меньше возможностей формировать будущее.
Одна из проблем, которую мы сегодня осознаем, в том что экономические отношения между нашими странами, равно как и экономическая ситуация в целом в международной финансовой системе, во многих отношениях определяет то, каким образом потенциал влияния на международные отношения распределяется по всему миру. Мы видим рост Китая, мы видим возвышение таких стран, как ЮАР и Бразилия, которые вступают на мировую экономическую арену. Нравится нам это или нет, но традиционно промышленно развитые страны - европейские страны, США и Россия, уже потеряли монополию на действия в мировой экономической системе. Это приводит к серьезным изменениям.
России и США важно подумать о наших экономических отношениях, понять, что во многих отношениях будущее будет определяться тем, можем ли мы сделать эти экономические отношения продуктивными и тесными. Пока они довольно слабые. Однако наши возможности гораздо больше, поскольку Россия вступила в ВТО, поскольку рынок сейчас развивается гораздо более открыто, с учетом всех тех изменений, которые произошли в России, когда та стала мировой конкурентной экономикой.
Мы также говорили о более традиционных вопросах, таких, как стратегическая оборона, ПРО, стратегические вооружения. Мы выразили надежду, что изменения американских планов по развертыванию ПРО в Европе откроют новые возможности по исследованию того, что может произойти в будущем. Лично я полагаю, что нет никаких технологических препятствий на пути создания совместной, основанной на сотрудничестве системе ПРО. Нам необходимо работать над этим вопросом. Есть и возможности для дальнейшего снижения стратегических вооружений и более широкого обсуждения всех других типов вооружений.
Мы потратили много времени на обсуждение вызывающего наше беспокойство вопроса, связанного с Сирией. Я не могу вам сказать, что нам удалось добиться какого-то решения. Мы говорили также об Иране, Северной Корее и проблеме распространения ядерного оружия. 
Мы также говорили о двусторонних отношениях. Российские и американские граждане часто получают визы на три года с возможностью многократного въезда. Это облегчает людям возможность путешествовать. 
Сейчас мы находимся на том этапе, когда контекст отношений очень сложен. Мы выступаем с нападками друг на друга, принимаем различные законы, пытаемся обмениваться взаимными обвинениями по очень противоречивым вопросам, и, к сожалению, все эти действия подрывают наши важнейшие достижения за последние 3-4 года. Мы надеемся, что мы будем подходить к решению этих вопросов более рационально, разумно. Мы найдем возможность обсудить эти вопросы и прийти к соглашению. Нет никакой фундаментальной причины, которая бы мешала России и США найти возможности сотрудничества и обсуждения вопросов, которые стоят перед нашими странами. Необходимо преодолеть наши противоречия и последствия холодной войны».
13705 просмотров