Проблемы в сфере российской миграционной политики копились не одни год, однако говорить о них на уровне федеральной власти, а тем более предлагать конкретные пути решения начали относительно недавно.
Между тем, по оценке экспертов, порядка 5 миллионов иностранных граждан на территории РФ незаконно осуществляют трудовую деятельность, при этом 14% из этой категории страдают опасными заболеваниями. И власти собираются пресечь как подобного рода нарушения, так и факты коррупционных прямых сделок и правонарушений в сфере миграционной политики.
«Система квотиврования, к сожалению, приобрела характер перепродажи квот. Сегодня и работодатели, и субъекты, которые сами осуществляют трудовую деятельность в России, кроме поборов никакими правами не обладают. При этом и грубейшим образом нарушаются права граждан России», - считает глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
Она предлагает перейти на единую унифицированную патентную систему, в рамках которой появляются новые жесткие требования, связанные с уплатой налога на доходы физических лиц, стоимостью патента и полиса добровольного медицинского страхования, наличием места жительства, ограничением по срокам пребывания и основаниям въезда на территорию РФ, указанием цели осуществления трудовой деятельности.
В течение месяца человек, приехавший на работу в Россию должен прийти в миграционную службу и подать там заявку на получение патента. А ФМС за 10 дней ФМС должна проверить мигранта на наличие судимости, опасных инфекционных заболеваний, подтверждение всех выплат.
Важным для российского общества в депутатской инициативе Яровая считает тот факт, что регионы будут обязаны не посредством закрытых совещаний решать вопросы, какое количество мигрантов будет задействовано на той или иной территории, а на открытой публичной площадке через принятие закона субъекта РФ о прогнозе социально-экономического развития. Будет даваться объективный анализ того, каково сегодня состояние рынка труда, какое количество новых мест сегодня предлагается создать в регионе, какие новые отрасли будут развиваться и, только исходя из этого, формироваться потребность в привлечении иностранной рабочей силы.
Регионы будут иметь право принимать решение по нулевому количеству патентов, то есть тот или иной регион может принять решение вообще не привлекать иностранную рабочую силу, так как он не видит в этом необходимости.
«При этом мы впервые создаем законодательный формат обязательного взаимодействия представителей законодательной власти, общественных организаций и профсоюзов, - говорит Яровая. - На правительство мы возлагаем обязанность ежегодного мониторинга состояния миграционной политики как в отдельном регионе, так и в целом по стране. Правительство ежегодно отчитывается перед парламентом, и это будет составной частью отчета. А губернаторы, отчитываясь перед законодательными собраниями и перед жителями регионов, будут обязаны давать информацию по качеству миграционной политики, осуществляемой регионами».